Природа и ее роль в «Слове о полку Игоревом»
В глубину веков уходит история могущественного славянского государства, воспетая в летописных легендах и древнерусских былинах, описанная отечественными и зарубежными историками. «Слово о полку Игоревом» - это высокохудожественное произведение, в котором рассказывается о неудачном походе 1185 года новгород-северского князя Игоря Святославича и его брата Всеволода, князя Трубчевского, против половцев, которые своими набегами наносили донимающие удары Русской земле. Кто же выступает главным героем «Слова…»? Князь Игорь? О нем в произведении говорится больше, чем о других князьях. Игорево войско? Но оно испытало поражение и открыло путь Степи на Русь. Ярославна? Она прекрасна, отданная, любящая, персонаж лучший, но единого раздела произведения. Святослав Киевский? Но в поэме он только высказывает соображения по поводу событий и есть вторым поэтическим «я». Недаром же его слова переходят в авторское обращение к князьям.
Настоящий герой поэмы - это Русская земля. Ее певец отдает весь жар своего сердца, большую любовь, сыновью верность. Храбрые воины жены князя для автора - «русские сыны», «русские полки», «русичи», которых ждут «жены русские». Патриотичный пафос автора поэмы - это личные представления о добре для родной земли. Он высказал то, что зрело в умах лучших людей той эпохи: надо жить ради Родины и, если выпадет - умереть в бою за Русскую землю. В «Слове…» перед глазами автора будто впервые возникает Русь. Он по-новому показывает родные и давно обжитые места: по берегам Дуная и Днепра славяне, которые начали свой исторический путь между Вислой и Карпатами, Одрой и Балтийским морем, селились из античных «веков Трояновых». Для русских людей XII столетия - это земля «отцов и дедов», за которую предки проливали свою кровь. Русь выросла и закалилась в борьбе со Степью, где кочевые племена, уничтожая друг друга, жили военной добычей. Стараясь сдержать степняков, русские князья отдавали своих дочурок замуж за половецких ханов. Нелегкой была судьба женщин, но беда была и в другом: семейные связи не сдерживали кочевников. Зять мог легко напасть на земли тестя или свояка, пограбить, захватить плененных и сжечь все, что могло сгореть.
Автор «Слова…» осуждает тех князей, которые позвали воина на родную землю, воевали между собой, отпирались от объединения всех патриотичных сил в борьбе с врагом. Настал невеселый час, когда, по словам певца, брат против брата, и стали князья на малое говорить «это большое». Через распри страдала Русь, и автор с невыразимой гордостью вспоминает прошлое: поход Святослава - грозного и великого, который, наступая на землю половецкую, через «горбы и большие овраги, замутил реки и озера, высушил потоки и болота, а плохого хана половецкого, захватил в плен». «Немцы и греки поют славу Святославу», ведь обороняясь, Русь не только защищала и ее государственность, свою культуру от степняков, а и выполняла роль щита для Европы на Востоке. Автор «Слова…» всячески идеализирует Святослава, окружает его ореолом славы, окрестил его чтимым всеми русскими князьями властителем с единой целью - показать, что на Руси есть люди, которые понимают губительность междоусобиц. Идея общерусского единства в борьбе против половцев сильнее видна в «золотом слове» Святослава. Князь грустит по поводу поражения Игоря , упрекает его за необдуманный поступок, жалуется на то, что князья не могут помогать ему в большом деле защиты родной земли. Патриотичный пафос «Слова…» вдохновлял и будет вдохновлять новые поколения еще не раз обращаться к гениальной памятке литературы, чтобы черпать в ней новые силы.
Поема «Слово о полку Игоревом» небольшая по объему, но в этом произведении вместилось столько мыслей, столько тем, так тонко воспроизведено глубинное содержание , что остается только испытывать удивление гениальности неизвестного автора. Он первый избрал главным героем произведения Русскую землю, основав традицию. Рядом с историческим, национальным, географическим образом Родины есть еще один образ - многоликая природа. Со времен написания произведения Русь уже была христианским государством, но христианская вера как-то органически уживалась (да и продолжает еще сосуществовать) с коварством, верой в силу природы, в то, что все явления наполнены каким-то содержанием.
Природа в «Слове…» пробуждает ощущение первозданности мира. В XII столетии - это бескрайняя зеленая стихия, большая и таинственная, неисхоженная, неведомая, великое как океан поле. Жену князя Игоря степи встречают ревом грозы, воем волков в больших оврагах, клекотом орлов, что зверей рвут на кости; воины слышат, как грохочут на щиты. Ночью степь звенит соловьиным пением, утро - своим воплем галки. Степь некогда не молчит, она говорит на языке трав. Природа признает русичей своими и старается предупредить храброе войско… Изменяются краски - «кровавые звезды мир прорицают», «черные тучи с неба идут», «трепещут молнии синие», дождь, который пришел с Дона.
Каждый сюжетный ход в поэме находит отклик в природе. Она радуется, плачет, мешается, провещает победу или поражение. Солнце, вода, ветер, степь, лес, молния, такие же полноправные герои «Слова…», как и воины, князья, жены, мифические существа. Природа поет, шепчет, бьет грозой, заливается птицей. В мире природы, как и в мире людей, действуют две непримиримые силы - добрая и злая. Вслед за радостным, кровавым востоком солнца, наступает горькое утро, когда «весьма рано кровавые звезды прорицают, черные тучи с моря идут».
Картина бегства Игоря из плена очень драматическая, но взгляд читателя останавливается на степных реках, которые стелют зеленую траву на песчаные берега, на заросли камыша, где аж кишит лебедями, гусями, качками, чайками. Автор «Слова…» звезды глазом заметил степное бездорожье, через которое « Игорь-Князь проскочил горностаем в камыш и белым гоголем на воду».
Автор хорошо знает зверей и птиц, о которых в поэме говорится с пониманием настоящего охотника. Известно, что охота с соколами была любимой утехой и промыслом Руси. Изображение птиц случается в начале «Слова…»: «тогда напускал соколов на стадо лебедей…» Соколы олицетворяют собой вещие персты которые Баян опускает на живые струны, а лебеди - это струны, которые «…самые князьям славу рокотали».
Баяна автор сравнивает с соловьем «часа давнего», что запел бы песню Игорю: «Не буря соколов занесла через поля широкие - стадами галки бегут к Дону великому». В поэме автор «возвращает» образ сокола, освещая его с разных сторон. Эта смелая, сильная птица может отогнать от своего гнезда более сильного соперника, воздаться в поднебесье и обогнать своих преследователей. Поэт сравнивает Игоря с соколом, который ничего не боится и ценит свободу настолько, что ради нее он жертвует своей жизнью.
Природа в «Слове…» существует не сама по себе. Автор не описывает картины, а говорит о действии. Природа выступает в произведении как составная часть родной земли и «я» действующий фактор, тесно связанный с судьбой и поступками героев. Она создает пространство, показывает движение во времени.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Природа и ее роль в «Слове о полку Игоревом» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: