| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Социальное «дно» и поэтизация образов в повестях Куприна

Школьное сочинение на примере повестей Куприна «Конокрады» и «Болото». В поисках сильного человека Куприн порой поэтизирует людей социального «дна». Конокрад Бузыга («Конокрады») выведен как могучая натура. Писатель подчеркивает дерзкую удаль и ловкость этого человека, придает его образу необычные для отщепенца и вора черты великодушия - Бузыга трогательно заботится о нищем мальчике Василе. Рассказы Куприна вводят читателя в мир украинских народных преданий и легенд. В языке этих произведений вкраплены элементы украинской лексики (став, завше, хустка, частуют, шлях, сокира и др.). К. Паустовский в статье «Поток жизни» пишет, что Куприн с удивительным чувством меры и умением «пользуется родственными русскому языками (в частности, украинским) и местными диалектами. Особенно хороши его полесские рассказы, где диалект полещуков придает локальную прелесть всему произведению».

Некоторый пересмотр авторского отношения к «естественному» человеку, отказ от романтизации первобытной жизни намечается в рассказе «Болото» (1902). В этом прекрасном произведении писатель иронически подчеркивает контраст между разглагольствованиями молодого, восторженного студента Сердюкова о мудрости и красоте народной жизни и той реальной картиной действительности, какая возникла перед его глазами в избе лесника Степана. Гнилые испарения болота уносят одного за другим детей лесника, больны лихорадкой его жена и красавица дочь. «К чему эта жизнь?.. Какой ответ, какое оправдание может дать судьба в их страданиях?» - мучительно размышляет студент. Он не может принять ни тупой покорности Степана перед судьбой, ни равнодушной озлобленности землемера Жмакина. Жизнеутверждающий финал произведения свидетельствует о вере писателя в победу красоты и справедливости над силами болотного мрака.

Ловкие, сильные, естественные натуры, проявляющие себя в своеобразных условиях, нарисованы также в многочисленных произведениях Куприна о цирке. «Там человек,- говорил писатель,- каков он есть на самом деле. Сильный, смелый, подымает тяжести, прыгает, скачет на лошади, в каждом движении его - пение и красота жизни» .

В рассказе «В цирке» (902) сказался быстрый рост и совершенствование реалистической манеры писателя. Куприн рисует художественно впечатляющие картины цирка во время дневных репетиций и ночных представлений, передает особый жаргон цирковых артистов, характеризует их нравы и обычаи. Мастерство Куприна сказалось и в психологизме, и в свежих, оригинальных красках городского пейзажа. По мнению Чехова, рассказ «В цирке» - «свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная несомненно знающим человеком»’. Нравился рассказ и Льву Толстому.

Поэтизацией первобытной естественности проникнуты рассказы Куприна о животных («Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Жулька», «Ю-ю» и др.). Нередко сильные и красивые животные становятся жертвами стяжательства, низменных человеческих страстей. Такие коллизии придают и этим произведениям социальный смысл. Контрастно по сравнению с рассказами о «вольных» людях звучат произведения из жизни городского чиновничества и мещанства. К лучшим из них принадлежит рассказ «Мирное житие» (1904), в котором Куприн создает образ отставного чинрвника Наседкина, выступающего в роли богобоязненного «охранителя» государственных устоев и добровольного клеветника. По силе обобщения в этом образе черт реакционного мещанства Наседкин стоит в одном ряду с чеховскими Беликовым и унтером Пришибеевым.

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Социальное «дно» и поэтизация образов в повестях Куприна . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz