| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Александр Иванович Куприн: Доклад о писателе

А. И. Куприн - выдающийся русский писатель-реалист. В его яркой и самобытной прозе широко отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX - начала XX столетий. В литературу Куприн пришел с богатым запасом жизненных наблюдений. Его деятельности профессионального литератора предшествовали годы учения в кадетском корпусе и юнкерском училище, а затем - продолжительные скитания по Руси, украинскому Полесью и Донбассу в поисках средств к существованию. Куприну довелось быть газетным репортером и заводским служащим, грузчиком и землемером, псаломщиком и актером бродячей театральной труппы, репетитором и рыбаком. Будучи зорким и неутомимым наблюдателем жизни, писатель воспроизвел красочные пласты социального быта, многообразные типы людей из «высшего» общества, интеллигентской среды, из народных низов. Продолжая демократические и гуманистические традиции русской литературы, особенно Л. Толстого и Чехова, Куприн был чуток к современности, к её актуальным проблемам. В лучших своих произведениях он отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий.

Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Сквозь глухие стены учебного заведения, готовившего кадры будущих «защитников трона», проникали революционные настроения. В стихах юного Куприна (1883-1887), еще подражательных и незрелых, то звучат ноты уныния и тоски, то слышатся отзвуки героических мотивов («Сны» и др.). В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн печатает в журнале «Русский сатирический листок» свой первый небольшой рассказ «Последний дебют». За опубликование рассказа без разрешения начальства юноша был подвергнут аресту на гауптвахте. Однако он продолжал писать и в училище, и во время четырехлетней военной службы в чине подпоручика 46-го Днепровского полка, стоявшего в Подолии.

Выйдя в отставку (1894) и поселившись в Киеве, Куприн сотрудничает в газетах «Киевское слово», «Киевлянин», «Жизнь и искусство», «Волынь», пишет передовые статьи, фельетоны, обзоры провинциальной печати, театральные рецензии, полицейские и судебные хроники. Все чаще появляются его рассказы и очерки. Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы» (895-898). Нетрудно установить их связь с традицией «физиологического очерка» 40-х годов. В «Киевских типах» сказался свойственный Куприну дар художественной типизации. Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна», характерные для  всей  предоктябрьской   России.   Среди   «киевских типов» встречаем образы студента-«белоподкладочника», квартирной хозяйки, богомолки-«ханжушки», пожарного, «днепровского морехода», неудавшейся певицы, самоуверенного художника-модерниста, жителей трущоб: воров, нищих, босяков. Некоторые очерки носят чисто бытовой, познавательный характер, в иных звучат ноты сатирического обличения.

В начальный период писательской деятельности Куприн работает также в жанре короткого рассказа и повести. Он ищет свой путь в литературе, пробует силы в разных направлениях. В его ранних произведениях находим интересные социально-бытовые зарисовки, талантливые, сжатые характеристики, своеобразные пейзажные описания. К рабочей теме Куприн впоследствии в таких масштабах уже не обращался. Из немногих произведений о людях рабочего класса, написанных после «Молоха», интерес представляет рассказ «В недрах земли» (1899). Автор воспроизводит здесь мрачную, тяжелую обстановку труда и быта донецких шахтеров, но главная мысль его оптимистична. Вера в благородство человеческой души, в торжество рабочей солидарности - это те новые штрихи, которые Куприн вносит в литературное изображение жизни рабочих. В 897 году Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. В это время он тесно сближается с крестьянами, наблюдает их скудную жизнь, бродит с местными охотниками среди полесских лесов и болот, впитывает ритмы и мотивы украинских легенд и сказок. Новые впечатления художественно воплощаются в ряде рассказов, посвященных быту, природе и людям украинского Полесья: «Лесная глушь» (1898), «Серебряный волк», «Конокрады» (1903) и др., а также в замечательной повести «Олеся» (1898), впервые напечатанной в газете «Киевлянин».

Некоторое время Куприн находится на действительной военной службе, командует резервной ротой в Гельсингфорсе. Вскоре после выхода в отставку по состоянию здоровья (май 1905 г.) он возвращается в Гатчину, где его и застает февральская революция. В первые годы после Октября писатель принимает участие в культурном строительстве молодой  власти, с уважением отзывается о Белинскийе и большевиках, как о людях «кристальной чистоты». М. Горький привлекает Куприна к работе издательства «Всемирная литература», для которого писатель готовит большую статью о творчестве Дюма-отца, выполняет перевод трагедии Шиллера «Дон Карлос». Возникшая у Куприна идея о создании газеты для крестьян была поддержана ым во время личной встречи писателя с вождем  государства. Однако непонимание политической обстановки, страх перед неизбежно суровыми формами революционной борьбы, когда Советская республика была в огненном кольце интервенции и блокады, неверие в возможность преобразования страны,- все это мешало Куприну отрешиться от влияния старых буржуазных взглядов. Дальнейшую судьбу писателя решил приход войск Юденича в Гатчину. Вместе с белогвардейцами, бежавшими под напором Красной Армии, Куприн покидает Россию, живет некоторое время в Эстонии и Финляндии, а с июня 920 года поселяется в Париже. Под влиянием общего тона реакционной эмигрантской литературной среды (Д. Мережковский, 3. Гиппиус и др.) Куприн пишет направленные против революции статьи и фельетоны.

Вскоре наступает разочарование в отщепенцах-эмигрантах, глубоко чуждых народу. Писатель тягостно ощущает оторванность от родины. В творчестве эмигрантского периода Куприн почти не выходит за пределы пережитого и виденного в России, но не может не чувствовать, как исчерпывается запас его впечатлений, как трудно ему писать без общения с родным народом, как тускнеет яркость его красок, теряется связь с современностью. Многие рассказы Куприна, написанные в эмиграции, основаны на воспоминаниях, на материале, уже использованном в прежних произведениях («Блондель», «Ольга Сур», «Дурной каламбур», «Удод» и др.). В других произведениях он использует исторические анекдоты («Однорукий комендант», «Тень Наполеона», «Гость из Наровчата»), пишет рассказы-легенды («Синяя птица», «Четверо нищих», «Геро, Леандр и пастух» и др.). Творчество Александра Ивановича Куприна связано с демократическими и гуманистическими традициями русской классической литературы. Новое, привнесенное писателем, проистекает прежде всего из его самобытного художественного дарования, из его колоссальных и разнообразных знаний жизни современного ему общества во всех социальных разрезах.

Куприн является мастером полнокровного реалистического портрета, который, отличаясь конкретностью и выразительностью черт, всегда подчинен задачам психологической характеристики. Его пейзажи разнообразны и лиричны. Не только Россия, но и Украина, её люди, города (Одесса, Киев, Проскуров, Балаклава, Юзовка, Житомир, Ровно) и села занимают большое место в творчестве писателя. Манера письма Куприна - сжатая, лаконическая, в чем немало помогает умелое пользование бытовой, психологической, пейзажной деталью. Естественность и правдоподобие его рассказов, острый, занимательный сюжет, ясность и простота стиля, полновесная меткость слова составляют особое очарование купринской прозы. Эта проза сильна и психологизмом, умением (особенно в крупных повестях) проследить процесс движения человеческого чувства и мысли. В его зрелых произведениях глубокие психологические коллизии восходят к социальным противоречиям. В пору творческого расцвета Куприн своими произведениями содействовал развитию антицаристских, антибуржуазных настроений, отразил в них демократический протест против самодержавного произвола и буржуазно-помещичьего гнета.

Дальнейшее существование вдали от родины стало для Куприна немыслимым, и в 1937 году он вернулся из многолетней эмиграции. Писатель мечтал о новых произведениях, которыми мог бы приблизиться к читателю, новому замечательному поколению  народа». Однако эти замыслы не осуществились. 25 августа 1938 года Куприн скончался.


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Александр Иванович Куприн: Доклад о писателе . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz