| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Военная тема периода первой русской революции в творчестве Куприна

Среди других произведений Куприна на военную тему большой интерес представляет автобиографическая повесть «На переломе» («Кадеты»), получившая особую известность во втором издании 1906 года, и один из лучших рассказов писателя «Штабс-капитан Рыбников» (1906). Тонкий рисунок скрытого от посторонних внутреннего мира шпиона-самурая, умелое сочетание в одном произведении черт своеобразного психологического детектива и социально-обличительного рассказа обусловили его успех. Острота произведения заключалась в изображении внутренней гнилости военно-бюрократического аппарата, развала верхушки царской армии, приведших к позорному поражению самодержавия в русско-японской войне.

В период первой русской революции Куприн создает целый ряд произведений высокого общественно-политического накала. Его гражданская позиция сказалась не только в «Поединке», но и в гневной корреспонденции «События в Севастополе» (газ. ч<Наша жизнь», 4 декабря 1905 г.). Будучи свидетелем зверского расстрела вице-адмиралом Чухниным восставших матросов на крейсере «Очаков», писатель заклеймил позором организаторов беспримерного злодеяния. Много лет спустя в рассказе «Гусеница» Куприн расскажет о том, как помог он спасти нескольких  уцелевших  участников очаковского  восстания.

За свою корреспонденцию Куприн, по распоряжению Чухнина, в двадцать четыре часа был выселен из Севастополя и привлечен к уголовной ответственности. Обобщенно-символические эпизоды нового купринского произведения «Сны» (декабрь 1905 г.) говорили об ужасах террора и кровавой реакции. Болью за участь «обесчещенной, изуродованной, окровавленной, поруганной и обманутой» родины, ненавистью к «озверелой шайке» карателей и черносотенных погромщиков дышат страницы этого рассказа. Писатель заканчивал его строками, в которых звучала вера в грядущую свободу. «Я верю: кончается сон, и идет пробуждение. Мы просыпаемся при свете огненной и кровавой зари. Но это заря не ночи, а утра. Светлеет небо над нами, утренний ветер шумит в деревьях! Бегут темные, ночные призраки. Товарищи! Идет день свободы!»

Рассказ «Сны» открывает серию произведений, направленных против жестокости царских палачей свободы («Убийца», 1906; «Обида», 1906; «Бред», 1907 и др.). Писатель беспощадно высмеивает буржуазно-либеральные иллюзии в «сказочках» («О думе», 1907; «О конституции», 1907), явившихся своеобразным   продолжением  традиций  политической  сатиры  Щедрина. Отвечая на анкету газеты «свобода и жизнь» об отношении революции к искусству, Куприн в краткой притче «Искусство» высказывает мысль об единстве эстетического, жизненно-правдивого и революционного содержания художественного творчества.

Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус» (907). Тема всепобеждающего искусства тесно сплетена здесь с идеей демократизма, смелого протеста «маленького человека» против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселий Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок пеструю разноплеменную толпу портовых грузчиков, кочегаров, рыбаков и контрабандистов. С восторгом встречают они мелодии, в которых отражается смена общественных настроений и событий - от русско-японской войны до светлых дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами «Марсельезы». В дни наступившего террора и реакции Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным «мерзавцам в папахе», отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийстве и погромах. Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них на окарине оглушительно-веселого «Чабана». Свободное творческое начало, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.

Сочувствие революции и её участникам в произведениях Куприна этих лет сочетается с неясным пониманием реальной расстановки классовых сил в стране и перспектив народной борьбы. Писатель сохраняет утопические иллюзии о возможности внезапного прозрения людей и прекращения кровавого царского террора под воздействием «спокойного, мудрого» слова («Сны»), мелкобуржуазный, индивидуалистический характер носят его представления о будущем освобожденном обществе, как о «всемирном анархическом союзе свободных людей», где, однако, человеческая индивидуальность будет подавлена скучным благополучием и отсутствием жизненных противоречий (рассказ-утопия «Тост», 1906). Идеи «вечного круговорота» истории, фаталистические настроения, неверие в социалистическое будущее впоследствии усиливаются в рассказах «Королевский парк»   (1900), «Жидкое солнце»   (1892)   и др.

С поражением первой русской революции связан заметный спад политической активности Куприна. Он отходит от горьковских сборников «Знание», начинает сотрудничать в символистических альманахах («Шиповник», «Земля», «Жизнь»). Напечатанные здесь произведения Куприна «Морская болезнь» и «Суламифь» были резко раскритикованы Горьким. Что касается первого из названных рассказов («Морская болезнь»), то он был  несомненной уступкой  писателя вкусам буржуазно-обывательской публики, навеян настроениями упадка и идейного разброда периода реакции.

 

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Военная тема периода первой русской революции в творчестве Куприна . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz