Анна Ахматова в своем произведении «Реквием» выразила не просто свое личное горе, но и горе всего народа, многомиллионного народа. «Реквием» - это как бы необходимость слова в той ситуации, когда вокруг одна лишь немота. А немота - это одна единственная реакция, которая может быть вызвана всем ужасом происходящего. Многие деятели культуры проводили оценку творчества Ахматовой. Например, Б. Пастернак сказал о военных стихотворениях поэтессы следующее: «Ее стихи об убитом ленинградском мальчике полны душераздирающей горечи и написаны словно под диктовку матери или старой севастопольской солдатки». Ведь военная лирика Ахматовой вызывает бурю чувств. Вот ее строки: «И все, кого сердце мое не забудет, Но кого нигде почему-то нет… И страшные дети, которых не будет, Которым не будет двадцать лет, А было восемь, а девять было, А было… Довольно, не мучь себя, И все, кого ты и вправду любила, Живыми останутся для тебя». В этих строках присутствуют два многоточия, которые обрывают фразы, как будто, слова сами куда-то исчезают. Речь находится как бы на грани немоты. Можно сказать, что поэтесса пишет свои произведения под диктовку этой самой немоты: «Последнюю и высшую награду - Мое молчанье - отдаю Великомученику Ленинграду». Именно немота и стала как бы лейтмотивом произведения под названием «Реквием».
Творчество Пастернака требует от человека осмысления. Много великих деятелей искусства согласились с этой истиной и задавали вопрос: а есть ли человек, который до конца понял Пастернака? Например, Марина Цветаева говорила, что Пастернак является «тайнописью» и «шифром». Творчество Пастернака оценивают по-разному. Кто-то им восхищается, кто-то наоборот. Но, стихотворения этого поэта поражают читателей своей возможностью проникнуть глубоко в душу человека, природы, даже всей Вселенной. Любой известный поэт формируется как художник слова под влиянием какого-либо течения в литературе. Например, А. Блок был символистом, В. Маяковский был футуристом, А. Ахматова была акмеистом. Особенностью формирования Пастернака как поэта, является его пересечение с двумя течениями в литературе. Этими течениями являлись символизм и футуризм. Кроме этого, Пастернак вырос в очень образованной и очень близкой к культуре семье (отец Пастернака был академиком живописи, а мать была известной пианисткой). Поэт учился за границей, где увлекался музыкой, литературой, философией и историей. Все эти факторы повлияли на особенную музыкальность его стихотворений, изящество стиха. Именно это и привлекает меня в его творчестве. Стихотворения Пастернака заставляют внимательно слушать мир, постоянно всматриваться в него. Но делать это так, чтобы гармония природы не была нарушена.
Пастернак считается «трудным» поэтом. Ведь в строках его стихотворений иногда многозначны, изображенные образы многозначащие. Метафоры в некоторых произведениях кажутся очень сложными либо случайными. Иногда, наверное, нужно быть специалистом (как, например, читатель поэзии в повести Стругацких «Сказка о Тройке»), чтобы привыкнуть и понять лирику поэта. Но, зато каким прекрасным будет тот момент, когда творчество Пастернака становится понятным и доступным.