Тема сочинения: Личность и лирический герой
Личность и лирический герой - проходит эволюцию от неформального политического идеолога к собственно писателю. Для него этот выбор заключается в необходимости определиться не с географическими, а с духовными границами своего существования, найти свое назначение и свободу. Для художника, литератора – это, прежде всего, возможность свободного творчества: «- Слушай, - спросил я, когда пиво уже заканчивалось и Рыжий так же закончил рассказ об одной своей персональной выставке в 70-е в Ирландии, - а почему ты не вернулся на родину? - Знаешь, - он поставил стакан на стол, - я думал возвращаться. Но в какой-то момент постиг, что это не будет возвращение, это будет новая эмиграция.
Я, вообще, не космополит, однако понял здесь такую вещь - на самом деле пространство не делится на свой или чужой, пространство бывает или свободным, или замкнутым, понимаешь? Мне на самом деле… все равно где я живу, главное - как я живу. А здесь я живу так, как мне хочется» («Берлин, который мы потеряли»). Спасение от культурной ассимиляции поэт усматривает в наличии памяти: политической, эстетичной, исторической, общественной, личной. Память поколения для него - течение сознания, воспоминания-фантазии и ощущение «духа времени». Историческая память является признаком личности, творца, гражданина. «В теплой, искренней интонации Сергей Жадан с любовью создает каталог памяти, куда входят знакомые с детства городские виды с музеем хлама советского быта. И реалии прошлого вызывают уже благодарность и почет, а не ироничное пренебрежение, как в некоторых ранних произведениях.
Так как там - в глубине истории - происходит таинство сыновьей любви, которая дает силы и воодушевление жить сейчас» (Любовь Березовчук). Таким образом, Сергей Жадан, один из ярчайших представителей «девяностиков», призывает к литературно-эстетичной ориентации восточнее как источнику религийно-творческого потенциала - силы построения нового мира, показывая отношение к теории «азиатского ренессанса», а итак, к мощной традиции украинской литературы.
«Революционный», в чем-то провокационный характер деятельности и мышления наиболее молодых литераторов объясняется ощущением литературной жизни как живого организма, когда сегодня же возможно все коренным образом изменить. В том и преимущество литературного процесса-действия, что его участники - живые писатели - еще не превратились на дорогой сердцу архивиста препаративный материал.