Портрет общества в «новогодней сказке» И. Драча «Крылья»
Сущность творчества И. Драча - рассказ о человеке в частности и человечестве вообще, о жизни и смерти, поиске идеала, истине и красоте и формы выражения ее. Лирика его - модерная, поэт сознательно ищет для себя новые жанры, работает над поэтикой, формой выражения чувств. Автор сборников поэзий: «Подсолнечник» (1962), «Протуберанцы сердца» (1965), «К источникам» (1972), «Корни и крона» (1974), «Киевское небо» (196), «Храм солнца» (1988), «Письмо к калине» (1990) и др., поэм «Дума об Учителе» (1977), «Соловейко-Сольвей» (1978), «Чернобыльская мадонна» (1986) и др. Переводчик поэзий А. Вознесенского, Г. Лорки, Н. Хикмета, Ю. Словацкого, Я. Элюара и других.
Поэзию Ивана Драча «Крылья» нельзя воспринимать как ироничную «новогоднюю сказку» - настолько глубинный подтекст кроется за ее простым сказочным сюжетом. Если задуматься над прочитанным, то поймешь, насколько метко разоблачает аллегория сказки характер нашего общества. Поэт очертил его очень своеобразно, показав под образами-символами желаемые новогодние подарки, многообразие материальных запросов наших современников: Новый год дарит и «шапку смушковую», и «колыбель дешевую», и «модерные кастеты», и «фотонные ракеты», и «соли к бараболе», «и валенки», и «мед от простуды». Ступенькой выше над материальными подарками располагались подарки духовные: «судьба багряная», «солнце из тумана», здесь же - и печальные «три снопа ветра в поле», «смерть среди ночи». По моему мнению, за этими «подарками» не сложно узнать бытие наших соотечественников. И вот среди них - фигура Кирилла, у которого Куфайку из-под лопаток как ножом прошило. Как это: у обычного мужчины - и крылья?! Разве такое бывает. Вот и у сбитого с толку Кирилла, которому «судьба маслом губы» не «смазала», только «туча» и «тени» на сердце. И давай он их рубить топором и приделывать в хозяйстве! А они снова растут и растут на месте тех, что отрубили!.. И тогда становится понятным, что Кирилл - это где-то и олицетворение нашего народа, которому Бог от рождения дал «синие крылья», которые радушно поднимают его над будничным миром. Поднимают в песнях, в традициях, в таланте, в работе и свободолюбивом характере. И этот приземленный взгляд на мир не дает выпрямиться духовным крыльям (может, поэтому Кирилл - и «аспид»?). Этот взгляд загоняет нас в рамки быть «люди как люди». Но разве это жизнь Человека? Думаю, нам надо прекратить отсекать «красивое» на угождение «полезному» и закинуть этот безжалостный топор в небытие.