Новаторство Исикава Такубоку: «таку-бокуведение»
Об этом человеке хочется сказать подробнее, потому что ничьи произведения не имеют такого количества переизданий в Японии, как его. В Японии существует даже такая область, как «таку-бокуведение». А во многих городах можно увидеть высокие каменные етеллы с вырезанными строчками его стихов. Их знает каждый японец. Родился он 28 октября 1885 года на острове Хонсю в семье священника. Настоящее его имя - Хадзиме, то есть «первый», он был первым и единственным сыном в семье.
В 5 лет мальчик стал школьником, часто болел, но учился блестяще. Односельчане называли его «ребенком с божьим даром». Он с отличием закончил школу, успешно сдал экзамены в гимназию. Отец обожествлял сына и связывал с ним большие надежды. Мальчик увлекается литературой, начинает писать танка. В 1901 г. уезжает в Токио, становится сотрудником журнала «Общество новой поэзии», печатается в журнале «Утренняя звезда». Но жизнь была трудная, заработки маленькие, он голодал и вскоре тяжело заболел. Отец забрал его домой. В 1903 г. впервые взял псевдоним - Такубоку, который переводится как «клюй дерево». С 1904 г. известен в литературных кругах, а в 1905 г. выходит его сборник «Ожидание», но большого следа эта книга не оставила. И Такубоку уезжает к родителям, женится на соседской девушке, которую любит еще с 15 лет. Работает учителем в родной школе, пишет роман, но денег все равно не хватает. Отныне начинаются тяжелые времена для семьи Исикава. До самой смерти, несмотря на все усилия, Такубоку так и не удается покончить с полунищенским существованием. У него рождается дочь.
Отец, чтобы избавить семью от лишнего рта, уходит из дома. Позже его вернули, но для Такубоку это было страшным потрясением. Он предпринимает поездку на остров Хоккайдо, там работает учителем, редактором поэтического журнала, в газетном издательстве. В 1908 он снова в Токио, пишет 5 повестей, но их не печатают. У Такубоку пропадает вера в свои силы, талант, появляются мысли о самоубийстве. Во время одной из бессонных ночей он стал записывать пятистишья, которые хлынули из его наболевшей души. Они не были похожи на те, что он писал раньше. За двое суток их родилось более 250. Поэт читает их другу, тот восхищен их искренностью, советует писать и дальше пятистишия. Писать болью и сердцем. Такубоку возрождается к новой жизни. Пишет повести, много литературно-критических, публицистических статей, сотни стихов. В этот же период увлекается социализмом, обостряется интерес к социально-политическим проблемам, расширяется тематика его стихов. Увлекается поэт и русской культурой, читает Толстого, Тургенева, Достоевского.
- Русское имя
- Соня
- Я дал дочурке своей.
- И радостно мне бывает
- Порой окликнуть ее.
У этого великого японца были и более значительные, прямо-таки геройские проявления симпатии к русским. Когда во время русско-японской войны в Порт-Артуре погиб адмирал Макаров, Исикава Такубоку не побоялся написать:
- И я, поэт, в Японии рожденный,
- В стране твоих врагов, на дальнем берегу,
- Я, горестною вестью потрясенный,
- Сдержать порывы скорби не могу.
- Вы, духи распри, до земли склонитесь!
- Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи!..
В 1910 г. выходит его сборник «Пригоршня песка». Материальное положение чуть улучшилось, он вызвал к себе мать, жену, отца. Но тяжелая жизнь сказалась на здоровье всех родных - в семье появился туберкулез. Сначала умирает маленький сын, затем мать. 13 апреля 1912 г. умер от чахотки и сам Исикава Такубоку. Апрель японцы называют месяцем Такубоку и 13-го отмечают день его памяти. Апрель - весенний месяц, только до апреля своей жизни дожил поэт, но творчество его стало началом, весною новой, демократической литературы Японии. Вторая дочь родилась через два месяца после его смерти, а через год стала круглой сиротой, в мае 1913 умерла Сецуко - жена поэта.
Сборник «Печальные игрушки», изданный посмертно, сделал Такубоку самым любимым поэтом Японии. Новатор танка, он приблизил разговорную речь к поэтической, Стал ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ реалистического направления. До сих пор ни один японский поэт не достиг в форме танка тех вершин реалистического мастерства, что были доступны гению Такубоку.
Овладеть «стилем Такубоку» пока еще не смог никто. Стиль этот отличается простотой высказывания и одновременно глубоким психологизмом, отсутствием всякой нарочитости, а отсюда - и некоторым несовершенством формы. Его приятель поэт Бокусай писал: «Иногда кажется, что он, забывшись, разговаривает сам с собой, будто переводит дыхание». Новаторство Такубоку - это прежде всего решительная демократизация содержания танка. Тематика его самая разнообразная, она не знает ни пристрастий, ни ограничений. Для его творчества характерны мечтательность и вместе с тем трагизм. Ему было 26, когда он умер, в памяти своего народа поэт остался вечным юношей. Такубоку как-то сказал: «Есть особые мгновения, они не повторяются дважды в жизни. Мне не хочется, чтоб они прошли напрасно. Для того чтобы выразить их, наиболее подходят короткие по форме песни, которые можно создавать быстро… Я пишу такие песни, потому что люблю жизнь».
- Хотел бы положить
- Я в изголовье жемчужину печали,
- Сквозящую прозрачной синевой,
- И слушать до утра,
- Как стонут сосны…