Коммуникативное обучение русскому языку. Часть вторая
Постановка-импровизация возможна даже для одного актера, например, при таком задании: Сыграйте роль глашатая, который созывает людей в праздничный или воскресный день на представление. С какими словами вы обратитесь к людям, чтобы убедить их прийти в театр? Что расскажете о постановке? Или: Какой монолог прочтете, какую сценку разыграете, чтобы привлечь внимание людей? Однако при проведении драматизации лучше делить учащихся на группы от трех до пяти человек. Двое - четверо из них - действующие лица, третий - пятый - играет роль наблюдателя-комментатора. Обязательным условием при подготовке инсценировки является то, что учитель должен научить школьников отбирать и понимать важность отбора необходимых языковых и звуковых средств, с помощью” которых можно было бы дать характеристику тому или”иному персонажу, передать атмосферу происходящего: он должен также научить наблюдать за звучащим словом. Что же касается поведения актеров, то на первых порах детям дают инструкции, подсказывают, что от них требуется в каждом конкретном случае, может быть, даже готовят. Впоследствии участники инсценировки поступают так, как считают нужным, но при необходимости они должны доказать правильность поведения в той или иной ситуации.
Для того, чтобы учащимся было легче войти в образ, можно предложить им использовать какие-либо «театральные реквизиты», например, отдельные детали костюмов, пиктограммы, игрушки и т. п. Использовать такой вид упражнений можно на любом уроке русского языка, в том числе и на специальных по развитию речи, в обобщающих по теме. Однако, как нам думается, наиболее целесообразно разыгрывать инсценировки на интегрированных занятиях: русский язык + зарубежная или русская литература (в зависимости от языка обучения в школе) .
Игры-упражнения. О значении игры в обучении сказано много. В некоторых школах появился даже курс «Педагогика игры», на который возлагается важнейшая задача сближения двух понятий: школа и радость. Если вспомнить, как оживают учащиеся и как загораются их глаза при произнесении слов «А сейчас мы немного поиграем», можно согласиться, что это одна из самых верных дорог в обучений и воспитании.
Предлагаем несколько игр, которые могут быть использованы в практике работы как на уроках, так и во внеурочное время.
1. Школьники организуются в группы, например, по месту проживания, и обсуждают эту тему в течение 1-3 минут. А затем они получают задание объединиться в группы по какому-либо другому принципу или признаку, потом по третьему и т. д. Например: но наличию сестер или братьев, по цвету глаз, по наличию в доме животных и т. д. И опять в течение определенного времени обсуждается тема. Каждый раз образовываются по составу новые и новые группы. Ученики рассказывают о себе, учатся слушать других, обращают внимание на какие-то детали, которые, может быть, сначала не замечали. Эту игру можно проводить, например, при изучении темы «Мой дом», «Моя семья», «Описание внешности человека», «Описание животного» и т. д.
2. Учитель просит половину школьников образовать внутренний круг, а половину - внешний. Внутренний круг неподвижен, внешний - передвигается. Таким образом, каждый ученик, стоящий во внутреннем круге, имеет возможность общаться поочередно со всеми, стоящими во внешнем круге по заданной учителем теме, например: «Мое увлечение», «Мое самое большое желание», «Мое самое большое достижение»,
«Мой самый большой просчет» и т. д. Дети, разговаривая попарно, имеют возможность лучше узнать друг друга, открыть себя другим и других себе, с одной стороны, с другой - учатся общаться. Важно и то, что таким образом можно собрать с учащимися лексический материал на интересующую тему.
- Лото «Играй и запоминай». Лото состоит из больших тематических таблиц (приблизительно 28×21 см) и маленьких карточек (7X7 см).На таблице изображено 8 отдельных ситуации, в которые включены наиболее часто употребляемые формы речевого этикета, объединенные общей тематикой, например: «Приветствия», «Знакомство», «Поздравления и пожелания», «Просьба», «Советы», «Выражения благодарности», «Нравится - не нравится», «Приглашение и угощение», «Как проехать по городу» и т. д. К каждой таблице прилагаются 8 маленьких карточек с идентичными ситуациями. Рисунки на карточках сопровождаются текстом, передающим какое-либо приветствие, поздравление, пожелание и т. д. В игре могут участвовать от 2 до 12 человек (по количеству таблиц). Поэтому класс следует разделить на 2-3 группы и выбрать ведущего. Перед началом игры каждый играющий получает таблицу, карточки остаются у ведущего.
На I этапе игры ведущий поочередно показывает карточки учащимся, зачитывая первые фразы диалога, которые записаны на их обратной стороне. Учащиеся отыскивают ситуации в таблице. Ведущий отдает каждую карточку тому, кто быстро и правильно находит и выразительно зачитывает ответную реплику. Выигрывает тот, кто первым закроет карточками все картинки на тематических таблицах.
На II этапе составляются типовые ситуации. Учащимся предлагается выбрать любую из 8, изображенных на таблице и объединенных обшей темой, и составить ДИЭЛОГ (ИЛИ разыграть сценку) по парам, меняясь ролями. Учащиеся пишут 3-4 разных пословицы или поговорки (желательно, чтобы во всех текстах было, равное количество строк), Затем каждая пословица разрывается на несколько частей, разных.по величине и форме, и каждый такой набор вкладывается в отдельный конверт. Для расшифровки написанного необходимо создать несколько групп (по числу конвертов) ПО 2-3 человека в каждой. Побеждает та группа, которая справится раньше. Задачу можно усложнить, если в одном конверте поместить обрывки С двумя текстами. На II этапе игры разыгрывается по ролям ситуация, придуманная на основе составленных пословиц. Победившую группу определяет класс.
Подбирая игровые упражнения, учитель может использовать известные игры (хорошим подспорьем является книга Минскина Е. М. «От игры к знаниям». - М., 1987), проявить свое творчество. Желательно, чтобы педагог принимал непосредственное участие В играх. Тогда ему намного легче создать в классе доброжелательную атмосферу, поддерживать беседу в группах, корректировать, при необходимости, высказывания ребят.
Конечно же, здесь дается общее представление о том, как осуществить коммуникативную направленность в обучении русскому языку.
Надеемся, что, используя данный материал и учитывая условия работы с конкретным классом, учитель сможет самостоятельно определить место коммуникативных упражнений на уроке, их соотношение, с другими видами работ, В целом коммуникативная ориентация, как нам думается, возможна в том случае, когда имеет место интенсификация учебного процесса, уплотнение времени, когда учащиеся заинтересованы в изучении языка, а это опять-таки во многом зависит от учителя.
Л. П. Соколь методист