Коммуникативное обучение русскому языку
Одним из основных для человека умений является способность правильно и выразительно говорить. Это дает ему возможность находить общий язык с другими людьми, поддерживать с ними добрые отношения. У говорящего появляется уверенность в себе, что немаловажно для становления его как личности. Так как достаточной базы для осуществления коммуникативной ориентации в обучении русскому языку не было подготовлено (пока что основным путеводителем для учителя является статья Н. А. Пашковской «Коммуникативно-ориентированный курс языка», специальной же методической литературы, учебных пособий и т. п. еще нет). Творческая группа учителей-русистов на основании изученной литературы и собственного опыта подготовила методические рекомендации, включающие не только обобщенные теоретические сведения о том, как осуществить коммуникативную направленность в обучении русскому языку, но и практический материал.
Проанализировав понятия коммуникативная функция языка, общение, основные функции общения, творческая группа пришла к выводу, что научить общению - это значит научить говорению и письму на уровне, соответствующем ПОНЯТИЮ хорошая речь (что предполагает как минимум три признака: богатство, точность и выразительность речи), аудированию и чтению. Собственно, всему этому мы и учили на уроках русского языка. В чем же отличие коммуникативного обучения от традиционного, лингвистического.
Коммуникативная направленность преподавания языка заключается в том, что процесс обучения приближается к процессу коммуникации: на. уроках обсуждаются те темы, которые соответствуют возрасту и интересам учащихся, их уровню развития, актуально значимы для участников общения; используются те речевые средства, которые функционируют в реальном процессе общения. Лингвистическая же информация дается только как материал вспомогательный. В то же время необходимо наглядно показать (в первую очередь, анализируя с учащимися художественный текст) важность и необходимость изучаемого теоретического материала для овладения языком.
Организация коммуникативного обучения предполагает соблюдение следующих принципов. Это:
- I - принцип речемыслительной активности учащихся, предусматривающий стимулирование речевой деятельности школьников, постоянное вовлечение их
- в процесс общения на изучаемом языке;
- II - принцип индивидуализации, под которым понимается учет всех свойств ученика как индивидуальности: его способностей, умений осуществлять учебную деятельность, личных качеств.
- III - принцип функциональности, предусматривающий отбор лексического материала, адекватного процессу коммуникации;
- IV - принцип ситуативности. Речевые единицы, произнесенные или воспринятые вне ситуации, не остаются в памяти, так как не являются значимыми для человека;
- V - принцип новизны - предполагает обучение на не известном ранее информативном материале.
Коммуникативный подход в обучении языку отличается от традиционного и используемыми средствами обучения, в качестве которых могут выступать:
- говорение; аудирование; чтение; письмо
- вербальные средства общения
- паралингвистика (интонация, тональность, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, паузация и т. п.);
- экстралингвистика (стук в дверь, смех, плач, различные шумы и невербальные
- средства общения
- - кинесика (жесты, мимика, контакт гл аз);
- - проксемика (позы, телодвижения, дистанция, т. е. пространственно-временная организация общения).
Итак, для того чтобы научиться правильной и выразительной речи, школьники должны говорить на уроке; чтобы научиться слышать звучащее, слово, разбираться в его оттенках, чувствовать его силу, должны слушать и т. д.
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку, как нам видится, должен несколько менять соотношение в использовании методов обучения.
Конечно, в практике работы применяются, как и раньше, собственно познавательные методы, обеспечивающие в основном получение языковых знаний,- объяснительный, поисковый (проблемный), однако большое значение приобретают так называемые тренировочные (имитационный, оперативный, моделирования речевого высказывания), которые пригодны н для получения новых знаний, и для их закрепления, и для формирования коммуникативных умений и навыков. Усиливается роль контрольных методов. Они и призваны осуществлять обратную связь на всех этапах в обучении каждого ученика.
Ситуативные упражнения, предусматривая составление текста, содержат заданные условия общения, описание речевой ситуации. Они должны включать 3 основных компонента; задание (его смысл в том, чтобы ученик отреагировал на речевую ситуацию), описание речевой ситуации, речевая реакция (то есть включение учащихся в коммуникативную деятельность). Ситуации по содержанию должны быть близки и интересны школьникам. Они могут быть взяты из повседневной жизни или вымышленные, или такие, которые предполагают решение какой-либо проблемы, и т..д., но в любом случае они должны увлекать, а не вызывать чувство разочарования.
Приведем примеры ситуативных упражнений, которые включают разные задания и, соответственно, предполагают разнообразные речевые реакции учащихся, а именно: завершить описание ситуации; сделать вывод; поделиться рассуждениями, выразив их в форме монолога; «вжиться в какой-либо образ», смоделировав соответствующее речевое высказывание, и т. д.
1. Представьте себе, что наконец-то (и, может быть, неожиданно для вас) сбылась какая-то ваша заветная мечта. Вы спешите домой поделиться своей радостью. Не успев переступить порог дома, вы уже воскликнули: «Ура… ». Задание. Дополните ситуацию. В своем рассказе можете использовать глаголы-синонимы в порядке нарастания силы действия (например, радоваться, ликовать; бежать, мчаться, нестись, лететь).
2. Поздно вечером вы вспомнили о том, что завтра должны выступить с рефератом на уроке географии. Задание было дано еще две недели тому назад. Как вы , поступите в данной ситуации? Свой вариант решения запишите в форме монолога, обращенного к самому себе.
3. Представьте, что вы отец семейства, который узнал о том, что его сын украл велосипед. Какие доводы вы найдете, чтобы убедить сына в том, что поступок его позорен?
4. Во время каникул вы побывали с туристической группой у лесного озера. Вернувшись домой, вы рассказываете близким о своих впечатлениях:
- а) работа без использования опорной иллюстрации;
- б) работа с ее использованием;
- в) с использованием иллюстрации и опорных слов: утром, рано, осторожно, быстро, круто, вниз, наперегонки, глубоко, долго, жарко, легко, приятно, полезно, восхитительно, назабываемые впечатления, чарующая природа.
5. Вы посетили картинную галерею, и вам понравилась картина К. Ломакина «Весна идет». Расскажите другу в письме о посещении выставки и опишите
картину, чтобы друг получил о ней представление:
- а) работа без опорных словосочетаний;
- б) работа по опорным словосочетаниям: чистый, прозрачный воздух, наполняющий картину; пробивающаяся зелень, деревья, набирающиеся сил, дети, прибивающие скворечники;
- в) по данному началу: Здравствуй, Лена! Вчера с ребятами из нашего класса я побывала в картинной галерее. Я получила такое удовольствие от экскурсии, что решила поделиться с тобой своими впечатлениями. Ты знаешь, мне понравилось буквально все: н просторные залы, и матовый свет, который, казалось, льется откуда-то сверху, и удивительные картины (о них очень интересно рассказывала экскурсовод). Но особенно меня поразила картина К. Ломакина «Весна идет».
6. Вы приходите домой и узнаете, что родители купили вашему брату (сестре) такие кроссовки, о которых вы давно мечтали. Составьте и запишите диалог, который бы передал разговор между вами и родителями в данной ситуации.
Страницы далее... : 1 2