| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» (сборник стихов «Листопад»)

В 1901 г. в символистском издательстве «Скорпион» вышел сборник стихов «Листопад», отмеченный, как и перевод «Песни о Гайавате», Пушкинской премией Российской Академии наук (в 1909 г. И.Бунин будет удостоен звания почетного члена этой Академии). «Листопад» состоит почти исключительно из пейзажных стихотворений. А.Блок откликнулся на них рецензией, в которой писал: «Мир его - по преимуществу - мир зрительных и звуковых впечатлений и связанных с ними переживаний». Бунинские стихи пластичны, в них господствует живописное начало, в отличие от музыкального начала в лирике символистов, и это сразу же уловил Блок. И хотя в блоковской рецензии сказано о «бедности и однообразии миросозерцания» Бунина (и это его задело), Блок отдает Бунину «одно из первых мест в современной русской поэзии» - за редчайшее чувство природы: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет». Именно в поэзии проявится впервые свойство Бунина воспринимать мир не через социально острые моменты, а через вечные, устойчивые его признаки - запахи, краски, звуки, чувственные впечатления, как, например, в знаменитом стихотворении «Одиночество», зрительные детали которого передают состояние щемящей тоски и одиночества лирического героя:

  • Сегодня идут без конца
  • Те же тучи - гряда за грядой.
  • Твой след под дождем у крыльца
  • Расплылся, налился водой.
  • И мне больно глядеть одному
  • В предвечернюю серую тьму.

Стиль Бунина в поэзии связан с понятием импрессионизма. Это утверждение не бесспорно, но действительно, его лирика, которую и сейчас многие воспринимают как созерцательную, описательную, стремится запечатлеть земное, телесное, мгновенное, смертное и увидеть в запечатленном миге проявление общезначимого, вечного. Таково стихотворение «Ночь», написанное в 1952 г., за год до смерти Бунина:

  • Ледяная ночь, мистраль
  • (Он еще не стих).
  • Вижу в окна блеск и даль
  • Гор, холмов нагих.
  • Золотой, недвижный свет
  • До постели лег.
  • Никого в подлунной нет,
  • Только я да Бог.
  • Знает только он мою
  • Мертвую печаль,
  • Ту, что я от всех таю…
  • Холод, блеск, мистраль.

В 20-50-е гг. Бунин редко писал стихи, но среди них есть такие лирические шедевры, как «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «Встреча», «Ты странствуешь, ты любишь, ты счастлива…». Свою поэзию Бунин никогда не отделял от прозы. «И здесь, и там одна и та же ритмика… дело только в той или иной силе напряжения ее»,- писал Бунин. Это он подчеркивал и составом книг, куда включал и стихотворные, и прозаические произведения.

Сайт создан в системе uCoz