Аллегоричность образа коня Шептала в одноименном рассказе Владимира Дрозда
Владимир Дрозд родился в с. Петрушино на Черниговщине в семье крестьян. Заочно закончил Киевский государственный университет им. Т. Г. Шевченко. Работал редактором в издательствах, был главным редактором журнала «Киев». Прозаик. Автор повестей («Ирий»), романов («Катастрофа», «Одинокий волк», «Спектакль», «Баллада о Сластене», «Листва земли» и др.). В произведениях В. Дрозда переплелась фантастика и жизненная правда, писатель обращается к народным пересказам, легендам, притчам, сказкам, мифологии, обогащает творчество разными формами психологического анализа. Это разрешает сделать разнообразным и углубить анализ морального состояния наших современников.
На первый взгляд, рассказ Владимира Дрозда «Белый конь Шептало» воспринимается как определенная сказка об обиженном гордом коне, который смиренно прощает эту несправедливость людям и с «виноватой доверчивостью» возвращается к ним после стихийного бегства. Может, конь уже и успокоился, но мое сердце, растревоженное душевными взлетами и падениями Шептала, не сможет успокоиться еще долго. Нет, это совсем не сказка с мирным концом. Это - сказка-символ, где за аллегорией кроется обезображенное лицо целой прослойки моих соотечественников.
Под давлением общественных обстоятельств они выработали защитную идею жизни: «Против ветра долго не пробежишь и лучше до определенного времени притвориться покоренным, оставшись в душе свободным, чем быть покоренным навсегда». Но не лукавят ли они, говоря «до времени», «притвориться покоренным, оставшись в душе свободным»? Писатель через поведение коня Шептала доказывает, что, хотя в душе они и ощущают свою исключительность, но «властная Степанова рука» принуждает их не учитывать «пьянящий дух забытой воли, который просочился сквозь сотни поколений».
Ни осознание своей «чистой, прекрасной белизны», ни глубокий ум, который дается только «белым коням», ни триумф объединенной с природой души на свободе - ничто не в состоянии преодолеть горькую правду жизни униженной личности: «А в самом деле, кому и что докажешь? Только себе хуже сделаешь. Лучше уж и в дальнейшем притворяться сереньким и покорным», продвинув «голову между двух жердей загородки» и задремав после «неразумного скитания». Мы понимаем, что перед нами - человеческая душа, трагедия ее деформации, раздвоение в условиях такого же деформированного общества. Сколько таких личностей, пережив «наилучшие минуты жизни», готовы снова «ласково ткнуться мордой в его (Степановы) ладони, пусть даже ударит, поругает»! Рассказ, вынуждает задуматься над важной проблемой украинского общества, предлагает каждому из нас найти собственную позицию и путь решения этой трагедии возражения Человека в человеке.