Произведение за пьесой М. Кулиша «Мина Мазайло». Вершиной комедийного таланта Николая Кулиша постоянная пьеса «Мина Мазайло». Но в этой комедии автор поднимает довольно серьезную проблему. Проблему сознания украинцев, а также языковую проблему, которая не потеряла актуальности и сегодня. Харьковский служащий Мина Мазайло - главный персонаж пьесы - стремится во что бы то ни стало пробиться к «власть имущих». А чтобы достичь этого, он, готов отречься своей фамилии, изменить на Розова, Тюльпан, на крайний случай - Мазенина. Короче: отказаться от материнского языка, отречься собственного «я». Этим он надеется повысить свое служебное положение, получить авторитет среди служащих.
Замысел написать исторический роман зародился у Пантелеймона Александровича Кулиша на раннем этапе его творчества. Эту идею он вынашивал свыше десяти лет: знакомился с казацкими летописями, записывал исторические песни, думы, пересказы, легенды, в которых рассказывалось о сложной политической борьбе за гетманскую булаву 1663 года. Кулиш показал борьбу за власть между Акимом Сомком и Иваном Брюховецким, которые хорошо знали друг друга и ощущали взаимную ненависть. Сомко пренебрегал Брюховецкого за низкое происхождение, способность совершить преступление, за облыжность, позирование, льстивость. В свою очередь, Брюховецкий отвечал тем же самым спесивостью, пренебрежение к черни. Можно только догадаться, как пережил Брюховецкий катание на свинье по всему городу за то, что Сомко застал его возле своей постели с ножом в руке, предъявил обвинение в преступных намерениях. Конечно, автору надо было отдать свои симпатии кому-то одному, и он избрал Сомка, который выдавался автору достойным булавы. И в самом деле, Сомко, который так и не получил власти, ничем не согрешив перед народом. Добровольно принятая смерть от Брюховецкого превратила его в мученика. Он не провинился перед Украиной ни братоубийственными войнами и междоусобицами, ни соединением с Москвой, ни участием в дальнейшем расслоении запорожцев и укреплении феодальной власти.
Пантелеймон Кулиш является автором пяти поэтических сборников и десяти поэм, большого количества переводов, баллад, дум, басен. Такой значительный поэтический задел охватывает много тем, но в центре постоянной и неопровержимой любви поэта стоит Украина. Во многом поэтическое творчество Кулиша соотносительное с творчеством Тараса Шевченко. Единое, что он не воспринимал - это радикализм шевченковского слова. Бунтарство, гайдаматчина, восстание, всяческие народные сдвиги не были присущий поэзии Кулиша:
Я не поэт и не историк. Я - пионер с топором тяжелым. (П. Кулиш). Пантелеймон Кулиш был противоречивой личностью. Безусловно, талантливый, он никогда не был особенно скромным в оценке своей деятельности, но считал, что основу его жизни определяла культурологическая деятельность. Кулиш, по словам Николая Зерова, был «пионером культуры на Украине». Ежедневная, кропотливая работа на ниве украинской культуры. Пантелеймон Кулиш пришел в восхищение идеями славянского единения, которые поднимались в Кирилло-Мефодиевском братстве, и воссоздал их в романе «Черный совет», в «Повести об украинском народ» и в других произведениях. С участниками братства Кулиш встречался редко, так как в настоящее время жил в Петербурге, где работал старшим учителем словесности в гимназии и лектором русского языка в университете, преподавал иностранные языки, отдавал всего себя научной работе. Но увлечение идеями общества натолкнуло его на мысль об особой важности Украины и о праве ее на отдельное от империи существования.
Писать произведения об истории Украины - незаурядный подвиг Пантелеймона Кулиша, ведь середина XIX столетие - это время, когда дух украинского народа был прибит к земле. Когда вышла из печати «Черный совет», Кулиша осуждали за патриотичные чувства, в советские времена - за авторскую симпатию к Акиму Сомка и казацкой старшины, а не к Ивану Брюховецкому и низовой массы, черни. Исторической основой романа «Черный совет» стали события, которые происходили на Украине после смерти Богдана Хмельницкого. Борьба за гетманскую булаву велась между тремя претендентами: Павлом Тюрей, Акимом Сомком и Иваном Брюховецким. Драматизма событиям предоставило еще и то, что претендентов поддерживали разные слои казаков Запорожской Сечи. Полковника Акима Сомка, брата первой жены Богдана Хмельницкого, выдвинула на, гетмана казацкая старшина Левобережной Украины. Сомко старался объединить Левобережную и Правобережную Украины и укротить народные восстания. Он выступал за феодальное землевладение, чем вызвал неудовольствие казацких низов, которые выдвинули гетманом Ивана Брюховецкого.