| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Сочинение рецензия по теме: Мотивы творчества Саши Соколова

Главный герой-рассказчик, его учитель и автор не желают жить в придуманной, условной реальности “хаоса симулякров” (М.Липовецкий), сконструированной идеологией “тапочкой системы”, играть в ее игры, считаться с ее законами. Потому так сильны в романе желание и предчувствие перемен. В тексте “Школы для дураков” этот мотив постоянно присутствует - иногда на втором плане, иногда на первом. Герою и его учителю можно позавидовать: они не просто отвергают действительность, построенную на фальши и абсурдных  принципах, они - посвященные. Им дано знание о другом мире, где не надо играть роли, где можно быть самим собой, где совсем иные ценности, где живут, а не существуют, где самым главным становится то, что в реальном мире давно стало “факультетом ненужных вещей”. Только в этом идеальном мире норма переворачивается обратно, с головы на ноги. Пропуская мимо ушей и не видя в упор постылую реальность, главный герой и его учитель настраиваются на восприятие музыки идеального мира. Это не так уж сложно, потому что в пространстве романа он находится очень близко, хотя видят его далеко не все.

Как пишут П. Вайль и А. Генис в статье “Уроки школы для дураков”, “окружающий мир и герой существуют в разных измерениях. Их реальности накладываются, просвечивают одна сквозь другую. Результат этого совмещения - рефракция, придающая тексту зыбкий характер сновидения, в котором логика замещена произволом подсознания”.  Сквозь разлитый по страницам абсурд, идиотизм жизни вдруг иногда проглядывает нормальный мир, напоминая, что он все-таки существует, и давая читателю “передохнуть”.

Норма - это все то, что несет в своих волнах Лета, по-постмодернистски не давая оценок и не вешая ярлыков, просто перечисляя, - все движется с одинаковой скоростью. Автор убежден, что в Лете обязательно потонут оба меловых старика с указующими перстами, потонут “отрывки и обрывки произведений, называемых у нас литературой”, которые учеников спецшколы заставляют “с мучительной болью заучивать наизусть”, потонет народное оброзование и т.д.  А останется очень многое. Едва ли не половина страниц романа посвящена перечислению того, что никогда не уйдет на дно Леты, так как является основой нормальной - не фальшивой, не придуманной, а в высшем смысле реальной - жизни, какой бы сюрреалистической она ни казалась “проницательному читателю”. “Перечисление - честнейший, изначальный способ описания”, - сказал А. Битов.

Вот домашнее задание, которое дает главному герою Леонардо да Винчи во рву Миланской крепости: “Опиши челюсть крокодила, язык колибри, колокольню Новодевичьего монастыря, опиши стебель черемухи, излучину Леты, хвост любой поселковой собаки, ночь любви, миражи над горячим асфальтом, ясный полдень в Березове, лицо вертопраха, адские кущи, сравни колонию термитов с лесным муравейником, грустную судьбу листьев - с серенадой венецианского гондольера, а цикаду обрати в бабочку…”  Соколов более всего повествует, перечисляет, меньше описывает, почти не рассуждает. Потому так часто фраза у него представляет собой период, потому так любит он нескончаемые ряды синонимов, потому так часто завораживает и писателя, и читателя могучий ритм текста и потому, наверное, так часто появляется на страницах поток сознания. Линейный текст со знаками препинания не в состоянии вместить в себя элементарность и грандиозность данного мгновения данной точки пространства. Поток сознания превращает конечное в бесконечное, плоскостное в пространственное: “Как называется? Называется жизнь”.

Страницы : 1 2


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Сочинение рецензия по теме: Мотивы творчества Саши Соколова . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz