| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Краткое изложение сюжета романа “Школе для дураков”

Самый широкий смысл этого многозначного образа - жизнь вообще. Если образ поезда, идущего по России, имел конкретную авторскую эмоциональную оценку, то образ реки-жизни лишен положительных или отрицательных определений. Она вбирает в себя все и медленно несет куда-то вдаль “… плоскодонки, древние парусные суда, отраженные облака, невидимых и грядущих утопленников… потерянные кем-то песчинки и золотые браслеты, пустые консервные банки и шапки Мономаха…”. Река-жизнь, река-время (исследователь интертекста непременно увидит здесь намек на реку из “Тропика Рака” Г. Миллера)… Герой часто плавает по ней, словно приобщаясь к бытию всей природы, всего мира.  По отношению к реке, т. е. чему-то нарушающему повседневное течение жизни, все герои четко делятся на два лагеря. Главные  герои - рассказчик и его учитель - воспринимают ее как естественную часть жизни, без которой она была бы бедной, неполной или прекратилась бы вообще. Совсем иначе относятся к реке дачники: “Они боялись водоворотов и стреженей, ветра и волн, омутов и глубинных трав”.  Нельзя не заметить явной отсылки к греческой мифологии, содержащейся в названии реки. Соколов весьма произвольно обращается с мифологией. Его Лета течет не в подземном мрачном царстве теней, а за поселком, мерцая на солнце. Но, несмотря на некоторую аберрацию классического образа, сохраняется главное - намек на прямую связь реки со смертью и - парадокс - бессмертием.

Мотив смерти и бессмертия - один из самых важных в романе, так же как и мотив времени. Из Леты, которая текла в Аиде, давали пить воду душам умерших, чтобы они забыли все, что оставили на поверхности земли. Не такова Лета у Соколова. Учитель Норве-гов, с которым недавно случилась крупная неприятность - он умер, постоянно переплывает Лету, чтобы вернуться и доделать то, что не успел при так называемой жизни: доучить, довоспитать. Через Стикс Харон переправлял в одну сторону - туда, обратно дороги не было никому. У Соколова возможно движение в обе стороны - но только для тех, кто уже побывал на том берегу, как Норвегов. Тем же, кто приходит к нему в гости, главному герою, например, приходится, стоя на своем берегу, кричать через реку, правда, не сомневаясь, что его услышат.  Река с давних пор является в культуре символом рубежа, границы. Переход через нее - переход в новое состояние. У Соколова Лета разделяет не столько этот свет и тот, сколько реальный мир и мир идеальный, куда попадут не все и не сейчас: “…Стоило мне посмотреть на реку и увидеть, какие разноцветные леса на том, норвеговском берегу, как я начинал плакать и ничего не мог с собой поделать”.

Итак, Лета вбирает в себя и смерть, и бессмертие, и конец, и начало, и тоску по идеальному миру, и несовершенство этого. С Летой также связаны эсхатологические мотивы, о чем мы скажем ниже.

Из простых деталей складывается элементарная структура мира, в котором живет главный герой “Школы для дураков”: железнодорожная станция, дача, река, а еще - велосипед, почтальон, сачок для ловли бабочек, большая пустая бочка, которую так интересно наполнять своим криком. В то же время каждая обыденная деталь имеет несколько вариантов интерпретации по постмодернистскому принципу “матрешки”, вплоть до самых широких символических обобщений.  Поэтому мир детства в “Школе для дураков” наполнен ответственностью: каждый поступок, каждое слово, даже малейшее движение мысли могут иметь последствия, которые перевернут всю модель существования.

Страницы : 1 2


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Краткое изложение сюжета романа “Школе для дураков” . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz