Тема рассуждения об одном литературном герое может быть сформулирована по-разному, например: 1) Образ Онегина; 2) Печорин в романе «Герой нашего времени»; 3) Речевая характеристика Чацкого. Самая легкая из этих тем - вторая: она дает автору рассуждения, простор для самостоятельности, потому что каждый пишущий может по-своему определить основной вопрос темы. Самая трудная тема - первая. Особенность подобной темы состоит в том, что слово «образ», являющееся определенным теоретико-литературным понятием, допускает только одну трактовку этой темы, т. е. постановку только одного вопроса.
Выдающимся достижением в области не только русской, но и мировой драматургии явилось творчество А. П. Чехова. Он создал новый драматический жанр, условно называемый «лирической драмой». Сам Чехов свои пьесы считал комедиями, но комедийные элементы в них соединяются с трагедийными. «В чеховской драматургии получает развитие тема, возникающая и в его прозе: утрата внутренних связей между людьми. Персонажи чеховских пьес ограждены друг от друга невидимыми заслонами, каждый погружен в свое состояние. Диалог в чеховских пьесах тяготеет к монологизации - каждая реплика строится как своего рода «микромонолог». Это не означает, однако, ослабления единства пьесы - оно поддерживается общей эмоциональной атмосферой, а также развитием некоего сквозного мотива, который так или иначе затрагивает судьбу каждого персонажа».
Все сочинения-рассуждения, над которыми мы уже работали, представляли собой частичный разбор произведения. Теперь мы будем учиться рассуждать о произведении в целом. «Читатель - составная часть искусства», «воспринимать искусство, может быть, столь же трудно, как и творить его». Чтобы быть способным воспринимать искусство, читатель должен быть культурным, образованным, интеллектуально развитым человеком.
Сатира - это особый способ изображения отрицательных явлений жизни, пороков и недостатков людей. Отрицательное может изображаться не только в сатирических произведениях - достаточно вспомнить, например, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Деревню» А. С. Пушкина, «Думу» М. Ю. Лермонтова и многие другие. Но в сатирическом произведении пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно, резко высмеиваются. Смех - главное оружие сатиры, оружие острое и мощное. «Смех,- писал А. В. Луначарский,- наносит болезненные удары противнику, заставляет его терять уверенность в своих силах и, во всяком случае, делает в глазах свидетелей очевидным бессилие противника. Резко осмеивая, бичуя зло, сатирик, тем самым дает почувствовать читателю свой положительный идеал, пробуждает тягу к этому идеалу. «Под сатирою,- писал В. Г. Белинский,- следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества».
Вы, вероятно, обратили внимание, что учителя все чаще используют в обучении форму лекции. Опираясь на программу и материал учебника, они по-своему строят изложение темы, сообщают новейшие для нее данные, приводят более интересные доказательства высказанных положений. Школьная лекция в пределах 30-40 минут урока помогает вам сориентироваться в большом и сложном материале (а значит, экономит силы и время), способствует уяснению сущности излагаемой темы, развивает внимание, обогащает речь - словом, очень интересный и нужный метод познания.