| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Цели и способы изучения мировой литературы в школе

От таких бесед в дальнейшем можно переходить к обсуждению тем: “О чем говорят наши майки, блузы, футболки, сумки?”, “На одном ли языке “беседуют” с нами фильмы: художественный игровой, документальный, мультипликационный?”, “Как я понимаю язык танца?” и т. п. В старших классах полезно будет ознакомление с языками ЭВМ, с генетическим кодом, программирующим живое существо, с языками типа эсперанто, с шифрами CETI, с помощью которых ученые пытаются установить связь с внеземными цивилизациями.

Все подобные мероприятия послужат выработке у школьников как житейской практической ориентации, так и научного мировоззрения. Вот простейший пример. Саратовская область давно дружит с областью Западно-Словацкой, входящей в Чехо-Словакию. Незнание того элементарного факта, что в этой стране живут две нации, не раз приводило к неприятным последствиям - приезжающие к нам в гости словаки обижались, когда их приветствовали как чехов.

И наоборот, проявление истинного внимания к дружеской нации дает хороший результат. Саратовский писатель Иван Шульпин был обрадован тем, что словак Иван Габай перевел несколько его рассказов. Освоив с моей помощью словацкий язык, саратовчанин, в свою очередь, порадовал читателей журнала “Волга” переводами произведений своего коллеги из братской республики. Вот небольшой, зато конкретный факт укрепления связей между славянскими народами.

Обращение к переводам, к сожалению, непривычно для многих наших словесников. Они привыкли всю жизнь работать на родном языке, и обращение к речи иноземной им представляется совершенно лишним делом, отвлекающим от главного. А пора бы уже понять, что искусственные перегородки между родным и прочими языками есть одно из препятствий развития и патриотического и интернационального мышления. Попробую доказать это примером из нашей родной речи. Все ли понятно в ней нам, ее носителям? Конечно же, нет. Достаточно провести в классе анкету, предъявив детям список слов иностранного происхождения, скажем, с первой страницы свежего номера газет “Правда”, “Комсомольская правда”. Опыт показывает, что в среднем 90-95% молодых людей смутно представляют значение таких терминов, как “абсолютный”, “агломерация”, “антиномия”, “конвергенция”, “конструктивный”, “ратификация”, не говоря уже о “импичменте”, “иногура-ции”, “спонсоре”. Для кого же тогда стараются наши журналисты? Нужны ли они нам? Понимаем ли мы их газетно-журнальный русский язык? Такие вопросы стоило бы вынести на один из уроков родной речи, коли мы не хотим ничего знать о “чужих” наречиях.

Возьмем теперь совершенно иной пласт лексики. Это диалектные слова и выражения, которыми богата наша литература, особенно в произведениях Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, Евг. Носова, В. Распутина и близких им авторов.

Берем, к примеру, повесть Белова “Привычное дело” и читаем: “бажиться”, “бахорить”, “волок”, “гли-ко”, “гугоргать”, “завертки”, “изладить”, “пригнеться”, “очеп”, “сорожина”, “трынкать” и пр. Опять ведь словарь нужен, чтобы дошел до нас смысл этих слов. Иной скажет: а зачем нам все это старье? И будет трижды не прав, ибо в старине, уходящей и “темной”, ценнейшая часть нашего духовного состояния.

И последнее замечание об изучении языков как корневого пласта мировой литературы. Мы говорим, например, в школе о мировом значении творчества Пушкина, и чаще всего это общие, совершенно не интересные для детей слова, пусть даже они произнесены эмоционально. А что если сделать так: перед уроком, посвященным этой теме, учитель разучивает с отдельными ребятами отрывки из стихов поэта в переводах на украинский, калмыкский… Звучат строки: “…и назовет меня всяк сущий в ней язык”. Встают дети - и эти языки звучат! Тексты можно достать, обратившись, скажем, в пединституты соответствующих республик.

По материалам: Уроки мировой литературы в школе. Книга для учителя. Вахрушев

Страницы : 1 2


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Цели и способы изучения мировой литературы в школе . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz