| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Неисчерпаемый оптимизм для наших современников

АНТИКРЕПОСТНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОВЕСТИ МАРКА ВОВЧКА «ИНСТИТУТКА». Марко Вовчок вошла в украинскую литературу со сборником под названием «Народные рассказы». Уже самое название говорит о себе: народная жизнь само подсказала ей тему, создало образы, характеры. Чаще всего ее перо затрагивало болевую проблему крестьян - их неволи, крепостной зависимости от помещиков. Благородная натура писательницы, которая была воспитана в уважении к человеческой личности, не мирилась с тем, что один человек - со своими чувствами, мыслями, мечтами, со своим желанием жить и быть счастливой - может принадлежать другой. Свои мучительные раздумья об этой несправедливости, которая ломала человеческие судьбе, писательница воплотила в повести «Институтка».

Девушка Устина, от лица которой ведется рассказ в произведении, росла сиротой. Когда ей было десять лет, взяли в двор прислуживать старой госпоже. Двор считал, что им живется хорошо и спокойно: госпожа была немощная, хотела покоя и уюта. Она их хотя и не била, зато девушек держала, как в тюрьме: некогда не выпускала ни погулять, ни к церкви. Так они и сидели по целым дням в девичьей возле работы. Но в скором времени покой был затронут приездом внучки старой госпожи, которая, выучившись в киевском институте, поворачивалась домой. Она усвоила лишь французский язык, музыку и танцы и считала, что такое образование целиком достаточное. О своем обучении рассказывала бабушки с большой неохотой, а на будущее возлагала большие надежды: хотела нашить одежды за новой модой, ввести вечерние приемы и удачно выйти замуж за богатого мужчину.

Институтка оказалась бездушным, истерическим, напыщенным созданием и не считала крепостных за людей. Без любого повода она кричала, била, щипала и оговаривала Устину перед старой хозяйкой. Терпеливая девушка испытывала удивление: «Такое молодое, а такое немилосердное, господи!» Ярко и выразительно писательница срисовала контраст между Устиной и капризной панночкой. Но общественные условия поставили ее над девушкой, которая за своими человеческими качествами резко отличается от панночки и значительно лучшая за нее. Пока панночка жила с бабушкой, она издевалась лишь с Устины. Когда же вышла замуж за красивого, хотя и небогатого, полкового врача, то начала издеваться над всеми на хуторе. Мужчина был человеком добрый, поэтому с крепостными обходился по человечному, но его безволие и слепая любовь к молодой жене развязали ей руки: «Добрый господин - не бьет, не ругает, и ничем и не позаботится». Двор молодого господина: старенькая бабушка, извозчик Назар с радушной женой Екатериной и парень Прокоп - приняли в свой круг Устину, как родную. Сочувствовали поэтому, как девушка терпела от своей злой собственницы, и понимали, что приезд новой хозяйки обозначится и на их судьбах.

Разрушительной постоянная роль институтки в жизни этих людей, которые теперь «просыпались и ложились плача, проклиная». Счастливая и веселая семья потеряла ребенка. Екатерина, не выдержав тяжелого горя, заболела, но госпожа не учитывала это и заставляла ее работать на кухне и на огороде. Женщина не выдержала, обезумевшая и утопилась. Назар тоже не выдержал такой жизни и убежал. Резко изменилась жизнь Устины, когда случился случай в саду. Молодая женщина заступилась за бабушку, которую госпожа за несколько яблок предъявила обвинение в краже. Институтка ударила бабушку, а за то, что Устина заступилась, подняла руку и на нее. Прокоп защитил свою жену. За это его подвергли наказанию: отдалили в содаты. Антикрепостническое направление повести оказалось в том, что судьба жены солдата - лучшая, чем ярмо крепостничества. Устина стала свободной и смогла теперь работать на себя, спокойно жить, думать, любить. Устина в конце концов получила возможность жить так, как человек, который зависит от своих сил и ума, работы, а не от чужой воли.

План.

I.          Повесть «Институтка» Марка Вовчка - наилучшее произведение писательницы, первая украинская социальная повесть.

II.        Актуальность образа Устины тогда и ныне.

Глубокое чувство собственного достоинства.

  • Неисчерпаемый оптимизм.
  • Стремление делать добро другим.
  • Смелость в борьбе за справедливость и собственное счастье, стремление к воле.
  • Философское отношение к жизни, вера в лучше будущее.

III.       Что выше: аристократизм происхождения или аристократизм духа?

Ключевое слово:


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Неисчерпаемый оптимизм для наших современников . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz