| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Тема сочинения: Романтизм поэзии Александра Блока

Чувство ответственности писателя перед народом, перед эпохой приводило Блока к своеобразному критическому пересмотру своего творчества. Так это было и в эпоху первой революции. В 1902 году Блок писал: «Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы. В мерцаньи красных лампад». Через четыре года (а они были полны важнейших политических событий) поэт как бы вспоминает эту встречу в храме, но лишь для того, чтобы дать понять, и самому уяснить, как он был непростительно равнодушен ко всему, что творилось за стенами храма. В стихотворении 1906 года «Холодный день» тоже говорится о встрече в храме, но затем поэт выводит своего героя на улицы капиталистического города:

  • Мы встретились с тобою в храме
  • И жили в радостном саду.
  • Но вот зловонными дворами
  • Пошли к проклятью и труду.
  • Мы миновали все ворота
  • И в каждом видели окне,
  • Как тяжело лежит работа
  • На каждой согнутой спине.

Четкость замысла и его художественной реализации, волнующая простота рассказа, чувство реальной жизни - все это делает стихотворение «Холодный день» одним из лучших в гражданской лирике Блока. В плане критического пересмотра Блоком своих прежних позиций следует рассматривать и два его драматических произведения- «Балаганчик» и «Незнакомку» (1906). В первой пьесе Блок подвергает осмеянию и резкой критике мистико-символистские представления о жизни, во второй - развенчивает беспредметную мечтательность, абстрактный романтизм, уводящий от всего земного, делающий не знающего жизни человека совершенным идиотом. Романтизм героя «Незнакомки» терпит крушение, когда ему пришлось столкнуться со своей мечтой, которая вдруг явилась в образе живой женщины. Герой тянется к ней, но позорно отступает, когда она заявляет о своем праве на земные чувства: «Падучая дева-звезда хочет земных речей…»

Высмеивая беспредметную мечтательность, Блок оставался романтиком, но все больше тяготел к такому романтизму, который был бы прочно связан с жизнью. В 1909 году он весьма критически высказался о своем раннем романтизме, жалуясь при этом на трудность его преодоления: «Не могу писать. Может быть, не нужно. С прежним «романтизмом» (недоговариванием и т. д.) борется что-то, пробиться не может, а только ставит палки в колеса» (Записные книжки). Характерно, что слово «романтизм» Блок берет здесь в кавычки. О подлинном же романтизме он отзывался без иронии. «Подлинный романтизм не был отрешением от жизни,- писал поэт в статье «О романтизме» (1909);-он был, наоборот, преисполнен жадным стремлением к жизни». Там же он определил романтизм как «жадное стремление жить удесятеренной жизнью; стремление создать такую жизнь».

К такому выводу Блок пришел в результате того, что он сблизил с жизнью свою поэзию, наполнил дыханием жизни свой романтизм. Мы уже видели, что героиня пьесы «Незнакомка» поставлена в обстановку, которая приобретает реальные черты. То же самое можно сказать и о стихотворении «Незнакомка» (1906). Его героиня - все та же таинственная Дама, о чем говорит и ее имя, но уже с земными чертами, в земной обстановке и окружении. Она является обычно в кабачках, ресторанах, изысканно одетая («шляпа с траурными перьями и в кольцах узкая рука»), идет, «дыша духами и туманами», и странно видеть ее одну, без спутников, провожаемую пустыми взглядами  «лакеев  сонных»  и  «пьяниц  с глазами  кроликов», которые, бессмысленно уставившись в стаканы, ‘ кричат.

Это еще не говорит о том, что Блок полностью стал на почву реализма. До конца своих дней он оставался романтиком. Реальный мир, появлявшийся в это время в его стихах, был весьма ограничен. Реальное представлено у него по принципу контраста между грубой и пошлой действительностью и мечтой о красоте и счастье, то есть - на первый взгляд, обычно для всякого романтика. Однако с точки зрения эволюции Блока тут есть и нечто особое, чисто блоковское. Это - стремление к единению с миром реальной жизни. Поэт рисует яркое, прекрасное на фоне грубой и низменной обстановки, сталкивая мир мечты и пошлой реальности. Конфликт приобретает особую форму: реальное и идеальное все время как бы меняются местами. Мечта, воплощенная в образе живого человека, на какой-то миг оттесняет на второй план мир пошлости, который становится на это время призрачным, но затем с новой, грубой силой вторгается снова, заслонив мечту.

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Тема сочинения: Романтизм поэзии Александра Блока . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz