| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Анализ поэмы Александра Блока «Возмездие»

С наибольшей силой идея гнева и мести, идея мятежа выражена в поэме «Возмездие»  и в примыкающем к ней цикле стихов «Ямбы», представляющем вершину гражданской лирики Блока. «Поэма «Возмездие» была задумана в 1910 году и в главных чертах набросана в 1911 году»,-писал Блок в предисловии к этому произведению. Поэма писалась, когда «уже был ощутим запах гари, железа и крови». Блок пытался передать в ней свои мысли и настроения, свое предчувствие надвигающейся бури. Эти предчувствия и ожидания составляют лейтмотив поэмы. «Возмездие» - важнейшая веха на пути идейного и творческого роста поэта. Сам Блок это ясно сознавал, заявив, что «поэма обозначает переход от личного к общему» (Записные книжки, июнь 1916). Поэма, оставшаяся незаконченной, была задумана как широкая картина русской истории второй половины XIX и начала XX века.

Блок изучал самые разнообразные исторические материалы, намеревался отразить (частично и отразил) наиболее значительные события в жизни России: покушение на Александра II, студенческие волнения, «польскую смуту», похороны Т. Шевченко, деятельность революционных демократов, движение народников, реакцию 80-х годов, канун первой революции, события 1905 года и т. д. Поэт мыслил показать на фоне этих событий и в связи с ними судьбу трех поколений дворянского рода.

  • «В эпилоге,- писал он,- должен быть изображен младенец, которого держит и баюкает на коленях простая мать; …сын растет; …он начинает говорить по слогам вслед за матерью: «И я пойду навстречу солдатам… И я брошусь на их штыки… И за тебя, моя свобода, взойду на черный эшафот».

В ярких художественных образах, в строгих ямбических стихах, в которых чувствуется упругий ритм пушкинского «Медного всадника», воссоздает Блок историческую картину России, сопоставляет два века:

  • Век девятнадцатый, железный,
  • Воистину жестокий век.
  • Тобою в мрак ночной, беззвездный
  • Беспечный брошен человек!..
  • В те годы дальние, глухие,
  • В сердцах царили сон и мгла:
  • Победоносцев над Россией
  • Простер совиные крыла…
  • Двадцатый век… Еще бездомней,
  • Еще страшнее жизни мгла
  • Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла.

 Блок создал также цикл стихов «Возмездие»  (1908-1913). Если в стихотворении 906 года «Русь», где Россия представлена как сказочная страна с преданьями старины, Блок рассматривал чародеев, колдунов как романтические атрибуты древней Руси, то теперь колдун у него - зловещее чудовище, Победоносцев, которого еще в 908 году в статье о Л. Толстом Блок назвал упырем. Представление поэта о черных силах России отчасти восходит к гоголевским фольклорным образам, в частности к образу колдуна в «Страшной мести». 2 октября 905 года Блок писал А. Белому по поводу статьи последнего «Луг зеленый»: «Более близкого, чем у тебя о пани Катерине, мне нет ничего». Блок имел в виду трактовку А. Белым образа пани Катерины в повести Гоголя: «Россия уподобилась символическому образу спящей пани Катерины, душу которой украл страшный колдун, чтобы пытать и мучить ее в чужом замке… В колоссальных образах Катерины и старого колдуна Гоголь бессмертно выразил  томление  спящей  родины - Красавицы.

В поэме «Возмездие» эта концепция отозвалась по-новому: в символических образах спящей красавицы-России и колдуна Победоносцева:

  • Он дивным кругом очертил
  • Россию, заглянув ей в очи
  • Стеклянным взором колдуна;
  • Под умный говор сказки чудной
  • Уснуть красавице не трудно,
  • И затуманилась она,
  • Заспав надежды, думы, страсти…

Образ страшного колдуна, хищной птицы преследовал воображение Блока до Октября, оторвавшись от своего прообраза - Победоносцева и превратившись в широкое социальное обобщение. Такое изображение России вовсе не говорит о пессимизме Блока: ведь эти мрачные картины были связаны с буржуазной Россией. Поэт жил мечтой о революционной буре, о радостных переменах:

  • И отвращение от жизни,
  • И к ней безумная любовь,
  • И страсть и ненависть к отчизне…
  • И черная, земная кровь
  • Сулит нам, раздувая вены,
  • Все разрушая рубежи,
  • Неслыханные перемены,
  • Невиданные мятежи.

Свой оптимизм, веру в обновление жизни, свое понимание настоящего, человеческого в ней Блок выразил в яркой, афористической фразе:

  • Сотри случайные черты -
  • И ты увидишь: мир прекрасен.
  • Познай, где свет,- поймешь, где тьма.

Поэма «Возмездие», как уже говорилось, не была завершена. В 1919 году поэт признавался, что не чувствует «ни нужды, ни охоты заканчивать поэму, полную революционных предчувствий, в годы, когда революция уже произошла». И тем не менее поэма имеет большое художественное и познавательное значение. Она показывает, какой огромный шаг в своем развитии сделал Блок от «Стихов о Прекрасной Даме» за сравнительно короткий период. С другой стороны, поэма свидетельствует, что путь Блока к революции был естественным и закономерным. Из черновиков «Возмездия» Блок изъял ряд отрывков и объединил в цикл «Ямбы»; сюда вошло 2 небольших стихотворений, написанных с 1907 по 1914 год.

Глубоко значительно само заглавие цикла. Дело не просто в том, что стихи этого цикла (как и поэма «Возмездие») написаны четырехстопным ямбом. В эти годы Блок настойчиво стремился согласовать свою поэзию с жизнью. Мир воспринимался им музыкально - в звуках, шумах, ритме. В предисловии к поэме «Возмездие» он писал:

  • «Я думаю, что простейшим выражением ритма того времени, когда мир, готовившийся к неслыханным событиям, так усиленно и планомерно развивал свои физические, политические и военные мускулы, был ямб. Вероятно потому повлекло и меня, издавна гонимого по миру бичами этого ямба, отдаться его упругой волне…» Пролог поэмы завершается выразительной строкой: «Дроби, мой гневный ямб, каменья!»

 

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Анализ поэмы Александра Блока «Возмездие» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz