| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Краткий пересказ романа в стихах «Дневник девушки»

Роман в стихах «Дневник девушки» (1842 - 1850) развертывает в длинном лирическом излиянии наиболее устойчивые мотивы поэтического мира Е.П. Ростопчиной. Перед нами скрытая в тайных муках жизнь женского сердца. Героиня романа Зинаида, сначала девушка, а затем замужняя женщина, переживает сильное чувство, столкнувшееся с велениями супружеского долга и со страхом перед злоречием «света». Ее образ чрезвычайно сближен с авторскими переживаниями и судьбой, так как и в романе, и в стихах «лирическая героиня Ростопчиной предстает перед читателем нежным, слабым, поэтическим созданием, «легко волнуемым, и страстным и тревожным», часто изнемогающим в борьбе с искушениями подлинной любви и уловками «бессердечных соблазнителей».

Поэзия Ростопчиной издавна приобрела репутацию салонной и мелодраматической. Не чужд этому и роман «Дневник девушки». Уже В.Г. Белинский писал, что «вся поэзия графини Ростопчиной, так сказать, прикована к балу». Бал - это едва ли не основное пространство, в котором разворачивается все творчество поэтессы и, конечно, ее роман. Еще до его окончания Ростопчина напечатала «Бальную сцену», отрывок из романа (1843). О значении мотива бала в жизни и поэзии Ростопчиной с большим пониманием писал в 1908 г. В.Ф. Ходасевич, и мы приведем здесь полностью целый кусок, потому что он фактически исчерпывает всю содержательную сторону «Дневника девушки»: «…в бале она искала и по-своему находила забвение действительности. Но в то же время только в событиях реальной жизни черпала она мотивы своей поэзии. Бал, будучи для нее легчайшей, наименее реальной формой действительности, в то же время доставлял ей переживания наиболее действительные, ибо наиболее волнующие. Чтя в себе два существа, женщину и поэта, она в известном смысле отдавала предпочтение именно женщине: ведь поэт жил в ней, питаясь ее женскими чувствами, мечтаемый рай бытия вырастал из корней быта. Женщина была несчастна в личной судьбе: поэт создавал из этого трагедию любви. Дама боялась светского осуждения: жалкое чувство. Но поэт умел преобразить его в чувство тайны. Так непрестанно растила она свое большое и главное из своего малого и случайного. Это малое предрешалось жизнью салона и бала; если бы не было женщины, не было бы и поэта».

Что ж, в таком сюжете можно отдаленно увидеть отражение судьбы Татьяны Лариной. Так что влияние «Онегина» налицо, как налицо и попытки внутренней психологической разработки ситуации Татьяны. Да вот беда, разработка эта превращается в бесконечно растянутые вариации довольно поверхностных и стереотипных переживаний. Переживания и искренние, и поэтичные, но, в конце концов, они только штамп на уровне расхожего романса. Жанр романа в стихах, каким его задал Пушкин, требует глубокого и содержательного противостояния и равновесия лирического и эпического планов. Отклонения в сторону лирики или эпики, равно как и слабое проведение того или другого плана, ведут к необратимому обмелению жанровой содержательности и структуры.

Роман «Дневник девушки» прежде всего лирический роман, эпический план которого выглядит измельченным и аксессуарным. В то же время произведение сильно растянуто. В «Дневнике» 20 глав и 465 страниц. Это первый, но далеко не последний образец большой формы с точки зрения размера. Как известно, первые стихотворные романы, обещая развернутое содержание, неизменно обрывались на начальных главах. Здесь все наоборот, но монотонный лиризм и романтические шаблоны неизменно приводят к избыточности. Нарушение чувства меры видно и в обилии эпиграфов, узаконенных жанровой структурой. Первый эпиграф на французском языке: «Женщина… во всем женщина… только женщина» - под заголовком. На обороте листа еще четыре эпиграфа: два французских, русский и немецкий. На следующей странице посвящение, перед которым три разноязычных эпиграфа; далее - перед первой главой - еще два. Так начинается роман.

Что же касается концовки, то, несмотря на ужасающие длинноты, «Дневник девушки» в духе «Онегина» имитирует незаконченность, точнее, слияние фабулы с настоящим временем реальности. В эпилоге умышленно не ставится точки, и дальнейшая судьба разочарованной героини остается неизвестной. Перед читателем две альтернативных версии, напоминающих возможную участь Ленского:

  • Напрасно ей дало благое Провиденье
  • Нрав независимый, живую красоту,
  • Действительность убила вдохновенье!!…
  • В гробу ли спит она, иль украшает свет, -
  • Поверьте, все равно - уж прежней Зины нет!!!

В результате ни следование правилам жанра, ни отклонение, ни попытки обновления не спасают стихотворный роман Ростопчиной. Возвышаясь над массовыми поделками типа «Полины», «Дневник девушки» все равно тонет в пучине эпигонской продукции. Узко взятая и узко проведенная тема женских надежд и разочарований при всей ее жизненной правдивости остается в пределах литературности. Лирика женских сердечных переживаний, настойчиво зазвучавшая в стихах Е. Ростопчиной, К. Павловой, Н. Хвощинской, Ю. Жадовской, А. Глинки, Е. Шаховой и др., побуждала многих из них к поискам больших форм. Параллельно с Ростопчиной писала роман в стихах Каролина Павлова. Он назывался «Двойная жизнь» и вышел отдельным изданием в 1848 г.


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Краткий пересказ романа в стихах «Дневник девушки» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz