| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Народная память, или как написать сочинение по поэме Николая Вороного «Евшан-зелье»

Родился Николай Кондратьевич Вороной в 1871 году на Екатеринославщине (теперь Днепропетровская область) в зажиточной семье ремесленников, которая сохраняла украинские традиции. Отец был выходец из крестьян, был внуком крепостного, который в свое время сумел записаться к мещанам. Зато мать была из рода известных украинских деятелей культуры, к которым принадлежал Прокоп Колачинский,  ректор Киево-Могилянской академии. Мать передала маленькому мальчику в наследство пылкую любовь к украинской культуре, к народным обычаям, поверьям, к украинской сказке, песне, легенде, а также к Кобзарю. Детство Николая прошло на Слобожанщине. С 80-х годов Вороной  учится в училище.  Здесь он находит себя - сближается с народниками, читает запрещенную литературу. Его литературные вкусы отдаляются от подросткового увлечения произведениями Жюля Верна и Майна Рида. Вместе с народовольцем Ерастовым Вороной организовывает «Украинскую общину». Его сразу же исключают из училища с запретом вступления в университет и проживания в больших городах. Тем не менее, Николай, не долго думая, уехал в Вену, потом во Львов, где спокойно продолжает свое обучение. Там он знакомится с Франко, и даже помогает ему в издании газет «Общественный голос», «Радикал». Потом становится актером, сначала в театре Крапивницкого, со временем работает в трупах Саксаганского, Васильева. И даже как актер странствует городами и селами Украины и России. И в эти времена не оставляет литературное творчество.

 В годы Гражданской войны Вороной выехал за границу. Тем не менее, он очень переживает за судьбу Украины и в 1926 году возвращается на Родину. Кажется, что все прекрасно, тем не менее, над поэтом собираются черные тучи. Нашел он время возвращаться! Из-за доносов его выселяют из Киева, а потом осуждают на три года сталинских лагерей. Потом его судьба неизвестна. Есть свидетельства, согласно которых Вороной еще долго находился в тюрьме, а потом уехал из Киева в Воронеж, где и умер в 1942 году. Но есть другие факты: поэт был расстрелян 7 июня 1938 года. Но вернемся к написанию нашего произведения. Конечно, надо проанализировать саму поэму «Евшан-зелье». Она нескладная для понимания - идейно-образное содержание поэмы лежит на поверхности. В этой поэме поэт затрагивает проблему исторической памяти, прославляет борцов и народных героев, протестует против национального и социального угнетения.

В основу сюжета положена легенда из летописи о сыне половецкого хана, которого взял в плен князь Владимир, окружил «его почетом и роскошью…». Юноша, купаясь в роскоши, начал забывать родную степь, а «край чужой, чужие обычаи, как за родные считал». Переродилось, зачерствело сердце юноши, забыл он и родного отца, и жизнь, и язык, и чары песен родного народа. Но в княжеские палаты прибыл посланец от половецкого хана - отца юноши и запел ему песню. Но сердце того молчит:

  • Там, где пустошь вместо сердца, Спасения уже не будет!..

Казалось, никакое лекарство не помогло и не поможет. И не думайте, что бедного юношу целыми неделями кормили только антибиотиками - от этого точно уже не будет никакого спасения! Нет, посланец своими рассказами, песнями и танцами старался разбудить у юноши усыпленную тоску по родной земле и дому. Но душа мальчика была нема. И когда старый гонец вынул из-за пазухи горстку сухого зелья со степи - евшан-зелья, с мальчиком произошло что-то необыкновенное. Благоухание евшан-зелья сотворило чудо с юношей: «Родная степь - широкая, свободная» «вдруг встала перед глазами, с ним и отец несчастный!..» Проснулись наиболее дорогие, святейшие чувства - любовь к родному краю и желанный миг - «воля, волюшка любимая!» Ничто теперь не в силе остановить юношу:

  • Лучше в родном крае милом
  • Полечь костями…
  • Чем в земле чужой, вражеской
  • В славе и почете пребывать!

Вот на этом моменте нужно остановиться и рассказать об удивительном преобразовании юноши из горделивого на верного патриота родной земли. Горстка сухого зелья оказалась способной разбудить в сознании юноши историческую память его народа и родственных корней. Особенно вам нужно обратить внимание на последние строки поэмы, в которых автор спрашивает у Украины, или не все украинцы - ее сыны - отреклись от своего рода, своей матери-отчизны и не хватает им «той силы, духа, которая поднимает на ноги», ведет к борьбе против рабства? Где же та сила, которая пробудит чувство национального достоинства? Нет и кобзарей, которые когда-то «пели завещания благородные», будили усыпленную гордость. Вот почему теперь «окольными путями мы блуждаем без дороги!» Поэт справедливо задает вопрос:

  • Где же того евшана взять,
  • Того зелья - приворота,
  • Который на определенный путь направит, -
  • Путь в край своих поворотов?!

Через все ваше сочинение должна пройти одна-единственная мысль об исторической памяти народа, о связи ее с прошлым, с современным. Личная судьба Николая Вороного будто отразилась в легенде-алегории о «Евшан-зелье». В выводе произведения ваши соображения надо связать с современностью. И на протяжении произведения не забывайте о собственных мыслях и впечатлениях.

 

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Народная память, или как написать сочинение по поэме Николая Вороного «Евшан-зелье» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz