| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Трагическая история бегства трех братьев из Азова

Оставляя после себя пожарища и руины, татарские и турецкие орды гнали к Крыму пленников - молодых и сильных. Это был расцвет украинской наций. Народные пересказы рассказывают, что невольников привязывали к одной длинной жерди и гнали длинным путем в рабство. О невыносимых мучениях турецко-татарской неволи рассказывают «невольничьи плачи», в которых отразились переживание пленников, их высокий патриотизм и несокрушимость. Иногда невольники не выдерживали, принимали «веру басурманскую» с надеждой на улучшение собственной судьбы, но таких было мало. Большинство же оставалось верным родительской вере - христианству, которое к тому времени расценивалось как сохранение национального достоинства. Пленники использовали всякую возможность, лишь бы возвратить «на ясные звезды, и тихие воды, в край веселый, в мир крещенный». Путь в далекую Украину был длинным и опасным. Безлюдными степями, густыми зарослями по оврагам и буеракам надо было пройти не десятки - сотни верст. Беглецов преследовал голод, они страдали от жажды и холода. На каждом шаге их караулили враги. Иногда в странствованиях приходилось блуждать несколько лет. Одних беглецов перенимали отряды преследователей, убивали или же возвращали в новое рабство. Другие находили свой вечный покой в одиночных могилах.

В таких сложных обстоятельствах чаще всего и обнаруживала себя настоящая человеческая натура. Одни беглецы оставались мужественными, добрыми, искренними. Другие, обнаруживая слабохарактерность, становились жестокими, коварными, неверными. «Бегство трех братьев из города Азова» - это лишь один эпизод, выхваченный из толщи седых возрастов, который донес к нам страшную трагедию братоотступничества. Об условиях и обстоятельствах бегства братьев можно лишь догадываться. Основное же внимание сосредоточено на показе родственных отношений между братьями и на чертах их характеров, которые и определяют поступки каждого.

Наименьший среди братьев - совсем неопытный, поскольку вырвался в далекую дорогую без коня, одежды, пищи, тогда как старшие братья заранее все обдумали. Полнее раскрывается характер «пешего - беглеца» и несносность положения, в котором он оказался, через монологи персонажа. Первый монолог удостоверяет надежду наименьшего брата, что старшие заберут его с собой, помогут возвратить на родину:

  • Станьте же, братцы, коней попасите,
  • И меня подождите
  • И с собой на коней возьмите,
  • К огородам христианских хотя и мало подвезите.
  • Да и пусть же я буду знать,
  • Куда в огороды христианские к отцу, должен доезжать.

Наименьший брат едва успевает настигнуть конных братьев, в просьбе «братцы, коней попасите» чувствуется усталость, желание хотя бы немного отдохнуть после изнурительного путешествия, так как он уже

  • На сырые корни
  • И на белый каменья
  • Ножки свои казацкие молодецкие сечет
  • И следы своей кровью проливает.

Второй монолог удостоверяет глубокое отчаяние - младшего брата, его невыносимые физические мучения после трудной дороги. Теперь он не только «словами проговаривает», а и «слезами обливает»:

  • Братцы мои родненькие, миленькие,       
  • Как голубоньки сивенькие!
  • Когда же, братцы, не хотите ждать,
  • Хотя одно вы милосердие имейте:
  • И тело мое порубите,
  • В чистом поле похороните,
  • А зверенышам и птицам на еду не отдайте.

Обессиленный физически, надломленный морально, наиболее молодой беглец решает лучше умереть, чем терпеть и дальше невыносимые страдания. Его страшит возможный конец, который завершится «банкетом» диких зверей и птиц над искалеченным телом. Весь трагизм ситуации подчеркивает обращение «братцы мои родненькие, миленькие, как голубоньки сивенькие», в котором чувствуется мольба и отчаяние. Так может просить только крайне изнеможенный и разочарованный человек. Ни в одном монологе наименьшего брата не найдем и тени осуждения, ни капли негодования, по отношению к братьям, которые его бросили среди безграничной степи на произвол судьбы. Сколько человечного и благородного в душе обреченного беглеца! Горькое отчаяние минует, вместе с тем возвращает желание жить, увидеть родную землю. Пусть пешком, пусть через опасности, но «пеший - беглец» находит в себе силы продолжить путь. Отсюда и те просьбы не забывать о нем, оставлять любую заметную примету на пути.

Ярким штрихом к характеристике наименьшего брата есть его искреннее умиление, когда он находит терновые веточки, сломанные для него братьями. Его сердце преисполнено искренней благодарности за такое внимание. А как волнуется беглец за судьбу старших братьев, когда поднимает из земли красную китайку: «или их постреляно, Или их порублено, или живыми у руки забраны…»

Дальше в думе немногословно, тем не менее, довольно точно воспроизведены страдания «пешего - беглеца» от «трех недоль». Нельзя читать эти строки без особого волнения и сочувствие к герою, которого постигло «безводье», «бесхлебье», который даже от дыханий степного ветра падает с ног, так обессилел. Кульминацией трагедии «пешего - беглеца» есть его медленное угасание.

Свой пожизненный покой нашел наименьший брат под яворами, поскольку они всегда были символами грусти, свидетелями несчастной смерти.

  • Еще и волки находили
  • И желтую кость по тернам, по балкам растащили,
  • Под зелененькими яворами прятали,
  • Камышами укрывали…

Такое детальное описание смерти наиболее молодого брата усиливает эмоциональное восприятие думы, раскрывает глубину трагедии, которая произошла. Конечно, симпатии исполнителей и слушателей этой думы были на стороне «пешего - беглеца». Черты его характера - преданность, приязнь, братская любовь - волнуют и вызывают сочувствие к его судьбе. Этот образ противопоставлен нерешительному и безвольному среднему брату и особенно - жестокому и эгоистическому старшему.

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Трагическая история бегства трех братьев из Азова . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz