Трагическая история бегства трех братьев из Азова
Оставляя после себя пожарища и руины, татарские и турецкие орды гнали к Крыму пленников - молодых и сильных. Это был расцвет украинской наций. Народные пересказы рассказывают, что невольников привязывали к одной длинной жерди и гнали длинным путем в рабство. О невыносимых мучениях турецко-татарской неволи рассказывают «невольничьи плачи», в которых отразились переживание пленников, их высокий патриотизм и несокрушимость. Иногда невольники не выдерживали, принимали «веру басурманскую» с надеждой на улучшение собственной судьбы, но таких было мало. Большинство же оставалось верным родительской вере - христианству, которое к тому времени расценивалось как сохранение национального достоинства. Пленники использовали всякую возможность, лишь бы возвратить «на ясные звезды, и тихие воды, в край веселый, в мир крещенный». Путь в далекую Украину был длинным и опасным. Безлюдными степями, густыми зарослями по оврагам и буеракам надо было пройти не десятки - сотни верст. Беглецов преследовал голод, они страдали от жажды и холода. На каждом шаге их караулили враги. Иногда в странствованиях приходилось блуждать несколько лет. Одних беглецов перенимали отряды преследователей, убивали или же возвращали в новое рабство. Другие находили свой вечный покой в одиночных могилах.
В таких сложных обстоятельствах чаще всего и обнаруживала себя настоящая человеческая натура. Одни беглецы оставались мужественными, добрыми, искренними. Другие, обнаруживая слабохарактерность, становились жестокими, коварными, неверными. «Бегство трех братьев из города Азова» - это лишь один эпизод, выхваченный из толщи седых возрастов, который донес к нам страшную трагедию братоотступничества. Об условиях и обстоятельствах бегства братьев можно лишь догадываться. Основное же внимание сосредоточено на показе родственных отношений между братьями и на чертах их характеров, которые и определяют поступки каждого.
Наименьший среди братьев - совсем неопытный, поскольку вырвался в далекую дорогую без коня, одежды, пищи, тогда как старшие братья заранее все обдумали. Полнее раскрывается характер «пешего - беглеца» и несносность положения, в котором он оказался, через монологи персонажа. Первый монолог удостоверяет надежду наименьшего брата, что старшие заберут его с собой, помогут возвратить на родину:
- Станьте же, братцы, коней попасите,
- И меня подождите
- И с собой на коней возьмите,
- К огородам христианских хотя и мало подвезите.
- Да и пусть же я буду знать,
- Куда в огороды христианские к отцу, должен доезжать.
Наименьший брат едва успевает настигнуть конных братьев, в просьбе «братцы, коней попасите» чувствуется усталость, желание хотя бы немного отдохнуть после изнурительного путешествия, так как он уже
- На сырые корни
- И на белый каменья
- Ножки свои казацкие молодецкие сечет
- И следы своей кровью проливает.
Второй монолог удостоверяет глубокое отчаяние - младшего брата, его невыносимые физические мучения после трудной дороги. Теперь он не только «словами проговаривает», а и «слезами обливает»:
- Братцы мои родненькие, миленькие,
- Как голубоньки сивенькие!
- Когда же, братцы, не хотите ждать,
- Хотя одно вы милосердие имейте:
- И тело мое порубите,
- В чистом поле похороните,
- А зверенышам и птицам на еду не отдайте.
Обессиленный физически, надломленный морально, наиболее молодой беглец решает лучше умереть, чем терпеть и дальше невыносимые страдания. Его страшит возможный конец, который завершится «банкетом» диких зверей и птиц над искалеченным телом. Весь трагизм ситуации подчеркивает обращение «братцы мои родненькие, миленькие, как голубоньки сивенькие», в котором чувствуется мольба и отчаяние. Так может просить только крайне изнеможенный и разочарованный человек. Ни в одном монологе наименьшего брата не найдем и тени осуждения, ни капли негодования, по отношению к братьям, которые его бросили среди безграничной степи на произвол судьбы. Сколько человечного и благородного в душе обреченного беглеца! Горькое отчаяние минует, вместе с тем возвращает желание жить, увидеть родную землю. Пусть пешком, пусть через опасности, но «пеший - беглец» находит в себе силы продолжить путь. Отсюда и те просьбы не забывать о нем, оставлять любую заметную примету на пути.
Ярким штрихом к характеристике наименьшего брата есть его искреннее умиление, когда он находит терновые веточки, сломанные для него братьями. Его сердце преисполнено искренней благодарности за такое внимание. А как волнуется беглец за судьбу старших братьев, когда поднимает из земли красную китайку: «или их постреляно, Или их порублено, или живыми у руки забраны…»
Дальше в думе немногословно, тем не менее, довольно точно воспроизведены страдания «пешего - беглеца» от «трех недоль». Нельзя читать эти строки без особого волнения и сочувствие к герою, которого постигло «безводье», «бесхлебье», который даже от дыханий степного ветра падает с ног, так обессилел. Кульминацией трагедии «пешего - беглеца» есть его медленное угасание.
Свой пожизненный покой нашел наименьший брат под яворами, поскольку они всегда были символами грусти, свидетелями несчастной смерти.
- Еще и волки находили
- И желтую кость по тернам, по балкам растащили,
- Под зелененькими яворами прятали,
- Камышами укрывали…
Такое детальное описание смерти наиболее молодого брата усиливает эмоциональное восприятие думы, раскрывает глубину трагедии, которая произошла. Конечно, симпатии исполнителей и слушателей этой думы были на стороне «пешего - беглеца». Черты его характера - преданность, приязнь, братская любовь - волнуют и вызывают сочувствие к его судьбе. Этот образ противопоставлен нерешительному и безвольному среднему брату и особенно - жестокому и эгоистическому старшему.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Трагическая история бегства трех братьев из Азова . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: