| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Тема сочинения Освободительный пафос романа Ю. Яновского «Четыре сабли»

В 1930 году вышел в печать наиболее «многострадальный» роман Юрия Янов-ского «Четыре сабли». Замысел написать роман возник у писателя, когда он работал главным редактором Одесской кинофабрики. Он познакомился и подружился с легендарным военным деятелем украинского партизанского движения во время освободительной борьбы 1917-1920 годов Юрием Тютюнником. Именно он рассказал писателю немало интересного о тех героических временах с яркими деталями. Юрий Тютюнник тоже имел героическую биографию и мог стать прообразом кого-нибудь из действующих лиц будущего романа. Кроме того, Юрий Яновский серьезно изучал также исторические факты и фольклорные источники.

Произведение вышло по-настоящему искренним, честным и правдивым. С молодецкой страстью и смелостью здесь показана могущественная стихия национально-освободительного движения в Украине в революционное время и его трагические последствия. Такая тема в украинской литературе была затронута Юрием Яновским впервые. И решена она довольно оригинально. Здесь ярко обозначилось романтическое мироощущение молодого писателя. Эпиграф «Пустим стрелу, как гром по небу, Пустимся конями, как мелкий дождик; Блеснем саблями, как солнце в туче» (взято из сборника «Народные южнорусские песни» А. Метлинского) - это своеобразная заявка писателя на поэтизацию стихии народной борьбы и символ духовного подъема этой борьбы. Роман «Четыре сабли» состоит из семи разделов (песен). Каждый раздел имеет обязательное песенное начало, которое звучит как авторское толкование дальнейшего рассказа, обещание определенного настроения. Эти песни в композиции романа, а еще больше в его общем идейно-художественном направлении, имеют большое значение. Они усиливают освободительный пафос порабощенного украинского народа, передают его как часть сознания этого народа, его заветных желаний и мечтаний, его неотъемлемый духовный мир, усыпленный длинной неволей.

Народ пробудился, его глубинное естество, сердцевина сознания выходят ни поверхность. Показательно, что роман начинается свадьбой Шахая, предводителя партизанских отрядов. Такое начало символизирует начало нового пути, новой жизни, начало борьбы. Романтизированными описаниями, «оживленными» метафорами деталями, писатель вносит в произведение национально-фольклорный колорит, равно как и теми песнями, которые звучат на свадьбе. Вся поэтика романа, а особенно первых четырех песен, где показана стихия освободительной борьбы, близкая к украинской народнопоэтической традиции. Это очень чувствуется и в роскошных батальных сценах, подобных которым еще не было в тогдашней украинской прозе: «Пулеметчики разбежались с тачанками на фланги, и Галат без шапки ругался круг подводы с патронами, не смея повысить голос. Только вражеские пушки стучали далеко. Все делалось в такой страшной и нервной тишине, что всем казалось - ничего на земле нет: ни городов, ни сел, ни человеческих обычаев, только они сами сошлись здесь - они и их враг…»

Стремясь увековечить в слове освободительное движение родного народа, Ю. Яновский показал его прежде всего в героях «Четырех сабель». Шахай, Остюк, Галат, Марченко - их автор называет в песенном начале «четыре ростка крепкого дуба» (т.е. сыновья большого народа). Разные они, но объединенные общей целью, определенной мерой романтизированные, кое в чем даже идеализированные. Автор умышленно ставит их в такие ситуации, в которых максимально выразилась бы их глубинная суть, отвага, геройство, сила. Например, Шахай выделяется в бригаде «сверхчеловеческой силой», тяжело раненный Остюк продолжает героически биться и руководить конниками.

 

Ключевое слово:


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Тема сочинения Освободительный пафос романа Ю. Яновского «Четыре сабли» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz