| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Вперед к воле, к борьбе, или как написать сочинение по творчеству П. Грабовского

Вы любите бороться? Но не бить кому-то «морду» или барахтаться в грязи. Совсем не нужно бороться кулаками, можно это делать и словами, как Павел Грабовский. Вперед к воле, к борьбе! - вот те главные лозунги, которыми можно обозначить творчество автора, который не только своим поэтическим достоянием, а и собственной жизнью довел, что настоящий художник не может создавать в стороне от своего порабощенного народа, он должен быть в рядах борцов за счастье простых людей. Программным стихотворением поэта можно считать его поэму «Я не певец чудесной природы»:

  • Я не певец чудесной природы
  • С холодным равнодушием ее;
  • Из ума не идут обездоленные народы, -
  • Я им отдал все чувства мои.

Главная задача народного поэта - отображать жизнь и борьбу трудящихся масс, а не восхищаться красотой природы там, «где плачут». Вдоль всего стихотворения звучит твердая уверенность в том, что «мир с заботами всеми»  все же отзовется в сердце певцов. Автор, создавая обобщенную картину капиталистической действительности тех времен, дополняет ее конкретными реалистическими деталями. П. Грабовский категорически выступил против «сладкого» пения: «Где плачут, там нет уже красоты!» Настоящий художник не может воспринять действительность как прекрасное, когда народ в ярме, так как его понятие прекрасного неразрывно связано с жизнью и счастьем родного люда и борьбой за его освобождение. Он подчеркивал, что жизнь народа станет лишь тогда прекрасной, когда трудящийся люд получит волю, станет сам хозяином своей жизни. А получить волю можно лишь в борьбе. И обязанность каждого честного художника - отображать борьбу народа за свое социальное и национальное освобождение.

Значительное место в творчестве П. Грабовского отведено рисованию подневольной жизни труженика. Особенно волновала поэта судьба женщины. Например, в поэме «Труженица» речь идет о судьбе сельской учительницы. Из описания сельской школы мы узнаем о той бедности и нужде, в которой жила учительница, посвятив себя народу, детям. Для них она была ясным лучом в трудной и темной жизни села, а для их родителей - советчиком и другом. Поэтому с такой болью и печалью прощается село с учительницей:

«Горько родители зарыдали,аж надрывались малые». Смерть своей учительницы дети и их родители восприняли как личное непоправимое горе. Поэт выразил глубокое сочувствие к человеку трудной судьбы, поднял идею верного и самоотверженного служения народу. Глубокая и искренняя любовь трудящихся к умершей учительнице была высочайшей наградой за ее работу. Учительница вела детей к счастливому будущему, к свободной жизни. Поэтому и склоняется перед ней Грабовский. Поэма «Вперед» является боевым призывом к идейному протесту народной революции: «Вперед, довольно прозябать рабами», «Жизнь - неминуемая борьба».

Грабовский обращается к тем, «кто не хочет умирать» под властью «палачей-изуверов», призывает к бою святому, к свержению и уничтожению самодержавия: «Снимем власть палачей-изуверов, чтобы человеком стал мужчина!». Обездоленные народы шли вперед, чтобы в конце концов снять с себя ненавистное «ярмо». А ведут их борцы-революционеры, которые сильны верой в высокие идеалы, в их осуществление на земле: «Вперед против хищных порядков! Гибнет вояка или добычу берет, Он тропы проторяет для потомков, - Его дело никогда не умрет!». Везде  поэт видел мучения и ад, «всюду - бедность, везде несогласие» на родной Украине. Красоту и силу родной страны поэт видел в основном не в пейзажах, не в волшебных картинах природы, а в народе. О «величии простого народа» пишет он в поэме «К Руси-Украине». Грабовский высказывает здесь уверенность, что величие простого народа воцарится на Руси, т.е. придет время, когда народ сам будет определять пути развития страны, свою собственную судьбу. Поэт свято верил в светлое будущее украинского народа. Эта вера помогала ему в невольнической жизни (он был сослан на каторгу в Сибирь), была ведущей идеей всего творчества. Призыв «чтобы ни господина больше не было, ни холопа» - это не только желание поэта-революционера, а и твердая уверенность: «Увидят убогие Украины дети - Будущее славное, будущее прекрасное!». Только на силы народные возлагает надежды П. Грабовский и глубоко понимает, что можно лишь «вместе разорвать кандалы». Грабовский верит в украинский народ, верит, что его вечное стремление к воле еще живет в сердце и зовет в бой, который когда-нибудь обязательно завершится победой.

Он ищет тех, кому надоело быть рабами и холопами:

  • Украинцы, братья милые,
  • Откликнитесь, где вы есть;
  • Или живы еще, или в могиле
  • Давняя слава пропадет?

Что и как анализировать, вы поняли. Главное, чтобы через все стихи проходила мысль о воле, как ее получить, кто ее получает или будет получать. Поняли? Во вступлении вы можете написать о самом Грабовском, что он был пламенным патриотом, революционером, за что и был сослан на каторгу, из которой и не возвратился. Дальше, не забудьте отметить, какая основная мысль его творчества, иначе вступительная и основная части будут несвязанными между собой. В выводе неплохо было бы написать, что мечты Грабовского о свободной жизни для украинского народа осуществились. Вообще, эту тему нужно связать с действительностью, с современностью.


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Вперед к воле, к борьбе, или как написать сочинение по творчеству П. Грабовского . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz