| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Пример работы на тему Особенности поэтического языка Василия Стуса

Василий Стус - один из величайших украинских поэтов нашего столетия. Это светлый образ человека, который стал символом несокрушимости духа, человеческого и национального достоинства. Это самобытный поэт, склонный к философскому углублению поэтического слова и вместе с тем - к синтезу глубинных источников традиционного украинского образотворчества и поэтического языка ХХ ст. Поэзия Стуса пришла к нам не так давно и дальше доходит, как свет далекой звезды. Его имя вошло в жизнь нашей страны на мощной волне национального возрождения и государственного утверждения Украины. Это время разрушения идеологических табу, время открытия новых знаний о прошлом и современном Украины, время радостного развеевания сине-желтых знамен… Эта незабываемая страница нашей истории освящена именем Василия Стуса.

И время уплывает, праздники сменяются буднями, жизнь неумолимо ставит перед нами свои прагматичные задачи. Справедливые лозунги от частого повторения рискуют выродиться в фразу. Становится страшно от мысли, что дорогая для нас фигура поэта может превратиться на новый официоз, на штамп. Нельзя допустить спекуляций его именем, создание нового культа и нового мифа. Поэт вырастал и формировался в душной атмосфере, где его стремление быть личностью казалось подозрительным. Но Стус добывал в борьбе право «самонаполнения» своим творчеством.

Лирический герой поэзии Стуса - человек внутренне свободный, живой, действует, несмотря на обстоятельства и вопреки им. Это дало ему возможность остаться Человеком и Поэтом, превратить лагерную действительность на свой «Парнас». В разных жизненных ситуациях он остается верным своей судьбе, которую сам избрал:

  • …на ладонях судеб, между осмотрительных пальцев, потекла, словно песок, дождями перемытая, моя жизнь. Как я терялся в тех ладонях судеб! («Замерцало между двух миров»)

Но он не хотел, да и не мог быть «свободным» от всего - от «памяти столетий», от своих обязательств перед родной землей, перед своим народом. Стус принадлежит современной поэзии, поэзии ХХ ст. Принадлежит к ее «золотому» фонду, к ее классике, как Пастернак и Тычина.  Стус культивирует свой словарь, активизирует определенные словоформы. Ему присуща интонационная неповторимость, смысловое и эмоциональное переосмысление слова, создание собственных «стусовских» неологизмов. И не только новые слова создает Василий Стус. Значительным является его вклад в развитие украинской поэтики. Он разрабатывает мотивы и направления, которых еще не знала мировая литература.

В раннем стихотворении 1963 г. «Сто лет, как скончалась Сечь» с одной стороны возникает проблема связи поэта с судьбой Украины, с другой - проблема собственного жизнетворчества: …Как взорваться, чтобы гореть?… Как быть?… Как жить?

Для человека тоталитарного общества даже простое непринятие действующих норм является активным волевым действием. В. Стус постоянно ощущал себя узником: или находился на так называемой воле, или за решеткой, но ощущение неволи его никогда не покидало… Показательным может быть мотив его 35-го стиха из «Палимпсестов», где лирический герой обращается к надзирателю: «Я есть добро. А ты - труха и тлень. А общее у нас - еще узники мы оба, двери с обоих стороны. Ты там, я - здесь…».

Структура некоторых стихов из «Палимпсестов» - романсовая; в мировой художественной практике подобное почти не случается, поскольку классический романс по смыслу может быть только любовной песней. В. Стус воспользовался же этой художественной формой для того, чтобы максимально интимизировать чувство отчизны, которое в романсе имеет возможность развиваться единым и неповторимым мелодичным движением.

  • - Учись, сердечко, когда-то Из нас будут люди,- ты сказала. А я и послушал, и учился, и выучился. А ты солгала. Какие из нас люди?.. (Т. Шевченко. «Судьба»).

В. Стус воспользовался этим известным мотивом со всеми его чертами и признаками, изменив лишь концовку на более хмурую, чем у Шевченко: у Кобзаря - призыв идти дальше («Ходим дальше, дальше слава, а слава - заповедь моя»), а у Стуса - полнейшая безысходность:

  • …Никем не стал ты.
  • Вокруг решетка, дверь, решетка
  • и ночи тень - такая же клетчатая,
  • Как судьба - тщетно веселит
  • твой сумасшедший свободный покой.

Можно было бы попробовать обсудить: а может - это наследование, обычное обучение у корифеев и т.д.? Нет! Василий Стус заимствует у старших лишь внешнее подобие или похожесть, а внутренне дает целиком новое поэтическое качество, которое выдержано в духе постмодернизма. В «эпоху полусолнца - полутьмы», (говоря его словами), В. Стус писал не для всех, а для каждого.

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Пример работы на тему Особенности поэтического языка Василия Стуса . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz