| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Двойственность натуры образа Нехлюдова в романе Толстого

Двойственность натуры, по мысли писателя, присуща не только отдельным, а всем людям. В Нехлюдове, «как и во всех людях, было два человека», утверждает Толстой. Эта мысль получила развитие в знаменитом рассуждении автора «Воскресения»: «Люди как реки: вода во всех одинокая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою». В реальной жизни, утверждал Толстой, нет ни святых, безгрешных людей, ни закоренелых злодеев, а есть «просто люди», способные и на хорошее и на дурное; важно, что в них победит.

Суждения писателя о природе человека направлены против предвзятого, одностороннего, схематического его изображения в литературе и искусстве. Из этого вовсе не следует, что Толстой отказывался от четкой нравственной оценки изображаемых им людей. Он выступал и против теории прирожденной преступности, которая в то время, когда развертывается действие романа, была очень Популярна среди судебных деятелей.

Рисуя сцены суда над Катюшей Масловой, Толстой показывает, с какой иезуитской ловкостью использует эту антигуманную теорию товарищ прокурора, выступающий обвинителем. По его словам, Маслова с детства несла в себе «зародыши преступности» и поэтому не могла не отравить и не обокрасть купца Смелькова, которого он изобразил «русским богатырем, добродушным, доверчивым Садко - богатым гостем».

И хотя председатель суда и члены суда понимают, что обвинитель, будучи «ужасным болваном», «зарапортовался», его витиеватая речь подействовала на присяжных заседателей и они допустили ошибку в своем решении, не указав, что подсудимая не имела намерения лишить жизни купца Смелькова.

Эту ошибку присяжных сразу же обнаружили судьи, но, будучи людьми равнодушными, не захотели отменить неправильное решение, и Маслова была приговорена к каторжным работам с лишением «всех прав состояния». Катюше в ту пору было 27 лет. Рассказывая историю ее жизни, писатель говорит, что это была самая обыкновенная история. Точно так же, как Катюша Маслова, гибли сотни других девушек, принадлежащих к «низам» общества.

Судьбу Катюши определили два пережитых ею «душевных переворота»: один был вызван подлым поступком молодого Нехлюдова, отбросившим ее на самое «дно» жизни, а другой произойдет с нею тогда, когда, по дороге на каторгу, она встретит людей, которым поверит и которые помогут ее духовному возрождению. В темную осеннюю дождливую, ветреную ночь Катюша прибежала к маленькой станции, чтобы увидеть Нехлюдова. И на какую-то долю минуты увидела его сквозь окно вагона первого класса. «Он в освещенном вагопе, на бархатном кресле сидит, шутит, пьет, а я вот здесь, в грязи, в темноте, под дождем и ветром - стою и плачу», - подумала Катюша… и зарыдала». Она решила кончить жизнь под колесами поезда, «желание отомстить ему хоть своей смертью» завладело ее чувствами. И тут она услышала, как в ней шевельнулся ребенок, его ребенок. Он помог ей справиться с отчаянием, но в душе ее возникли тогда новые представления о жизни и людях.

 «С той страшной ночи она перестала верить в добро… Он, которого она любила и который ее любил,- она это анала,- бросил ее, насладившись ею и надругавшись над ое чувствами. А он был самый лучший из всех людей, каких она знала. Все же остальные были еще хуже. И все, что с ней случилось, на каждом шагу подтверждало это. Все жили только для себя, для своего удовольствия, и все слова о боге и добре были обман».

С той поры она жила, утратив веру в добро и справедливость, в порядочность и честность людей. И все, что происходило с Масловой в дальнейшей жизни, укрепляло ее в этом убеждении. Встречаясь в тюрьме с Катюшей после суда, Нехлюдов ужасается происшедшими в ней переменами. «Ведь это мертвая женщина»,- думал он, глядя на это когда-то милое, теперь оскверненное пухлое лицо с блестящим нехорошим блеском черных косящих глаз…» Чтобы эта «мертвая женщина» смогла воскреснуть и возродиться, нужны были какие-то особые, сильные средства.


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Двойственность натуры образа Нехлюдова в романе Толстого . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz