| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Как писать сочинение на тему «Обобщающая характеристика литературных героев»

Характеристику трех и более героев называют групповой. Различают несколько видов групповой характеристики:
1) групповая характеристика, из которой нельзя выделить ни одного индивидуального лица, потому что все лица одинаковы но своей идейно-художественной роли в произведении (например, Крестьяне-правдоискатели в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»);
2) групповая характеристика, из которой можно выделить одного, двух или трех героев, но за ними стоит масса например:
а) Народ в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»;
б) Казачья масса в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина»
3) групповая характеристика, составленная на основе индивидуальных например:
а) «Лишние люди» в русской литературе XIX в.;
б) Помещики в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»;
в) Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза»;
г) «Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и т. д.

Наиболее легко составить групповую характеристику на основе индивидуальных. Основные логические операции, которые совершает автор такого рассуждения, — это отвлечение и обобщение. Порядок работы над групповой характеристикой таков:

1) отбор материала для рассуждения (назвать всех героев, которые войдут в групповую характеристику);
2) определение содержания темы (основной вопрос темы, отвлечение и обобщение, ответ на вопрос темы, формулировка главной мысли, окончательная отработка плана). (Аргументы подбираются в процессе отвлечения и обобщения.)

Определить содержание групповой характеристики гораздо сложнее, чем обыкновенного доказательства. Прежде чем дать точный ответ на вопрос темы, надо вспомнить каждого героя (из отобранных для групповой характеристики) во всей совокупности его черт характера, поступков и т. д.; затем выбрать (отвлечь) из этих индивидуальных характеристик только то, что является общим для всех, и соединить (обобщить) черты, свойства, особенности каждого героя в одну характеристику. Опираясь на нее, можно дать прямой ответ на вопрос темы, а из него — сформулировать основную идею (тезис) рассуждения; аргументами будут те общие черты, которые мы выявили в процессе отвлечения и обобщения.

Пример; Составить черновой вариант плана сочинения-рассуждения на тему «Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Проведем логический анализ темы:
1) выясним объем темы и отберем материал для рассуждения: Лопухов, Кирсанов, Рахметов, Вера Павловна (образы, на которых будет раскрыта тема), Полозова;
2) определим содержание (основной вопрос) темы: Какими представляются мне «новые люди» Чернышевского ?

Дать точный ответ на основной вопрос темы сразу невозможно. Сначала надо вспомнить существенные черты характера каждого из героев, затем «отвлечь» от этих черт только общие. Вспомним все черты Рахметова, Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны и выделим общие: революционная устремленность и любовь к народу, неиссякаемое трудолюбие, стремление к личной свободе и независимости, нравственная чистота, высокое благородство, исключительная честность, высокий уровень интеллектуального развития. Как обобщенно можно назвать все эти черты? — Это черты, которые характеризуют героев Чернышевского как людей нравственного совершенства. Вот это обобщенное название общих черт характера данных героев и будет прямым ответом на вопрос темы, из него формулируется тезис рассуждения: «Новые люди» Чернышевского — люди нравственного совершенства.

С точки зрения логики, вся ценность работы над групповой характеристикой состоит как раз в этом процессе: выяснить индивидуальные черты каждого героя, от них отвлечь только общие, характерные для всех, дать этим общим чертам наиболее общее название. Поэтому в групповой характеристике индивидуальные черты героев не раскрываются: если их раскрывать, то обобщения не получится.

Составим план сочинения в двух вариантах: в первом расположим материал в главной части так, чтобы тезис развертывался дедуктивным путем, во втором — индуктивным. Во вступлении раскроем объем темы. В заключении сделаем практический вывод «для себя».

Вариант 1
I. Каких героев Чернышевского называют «новыми людьми»?
II. «Новые люди» Чернышевского — люди высокого нравственного совершенства.
1. Революционная устремленность и любовь к народу.
2. Неиссякаемое трудолюбие.
3. Стремление к личной свободе и независимости.
4. Высокое благородство.
5. Нравственная чистота.
6. Исключительная честность.
7. Высокий уровень интеллектуального развития.
III. Чему бы я хотел научиться у героев Чернышевского.

Вариант 2:
I. Каких героев Чернышевского называют «новыми людьми»?
II. Какими представляются мне «новые люди» Чернышевского.
1. Общие черты героев Чернышевского: 1) революционная устремленность и любовь к народу; 2) неиссякаемое трудолюбие; 3) стремление к личной свободе и независимости; 4) нравственная чистота; 5) высокое благородство; 6) исключительная честность; 7) высокий уровень интеллектуального развития.
2. «Новые люди» Чернышевского — люди нравственного совершенства.

III. Чему бы я хотел научиться у героев Чернышевского.

В групповой характеристике все герои рассматриваются одновременно с точки зрения их общих черт. Последовательное рассмотрение героев в таком рассуждении является логической ошибкой, потому что при таком расположении материала не может состояться процесс обобщения. Процесс обобщения также требует, чтобы все индивидуальные, частные, т. е. свойственные только одному герою, черты характера были «отброшены». Однако, анализируя общие черты, автор рассуждения обязан показать те индивидуальные формы, в которых та или иная общая черта проявляется у каждого из героев. Своеобразие, оригинальность героев, несмотря на то что мы рассматриваем только общие их черты, должны отразиться в сочинении.

Мы показали порядок работы над групповой характеристикой, составленной на основе ярких индивидуальных образов. Если же мы имеем группу героев, из которых нельзя выделить ни одного героя или можно выделить нескольких героев, но основу характеристики составит все-таки масса, тогда процесс обобщения будет иным.


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Как писать сочинение на тему «Обобщающая характеристика литературных героев» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz