| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Некоторые проблемы изучения мировой литературы в школе

Давно назрела необходимость в переходе нашего образования к педагогике сотрудничества. Конечно, это легче сказать, чем сделать. Над нами тяготеют стереотипы мышления, складывавшиеся веками, нас отягощают мощные традиции догматизма, которые, к несчастью, легки для восприятия и быстро впитываются все новыми и новыми поколениями педагогов. Нам куда легче работать по ветхим шаблонам, чем реально перестраиваться. Опыт показывает, как в школе “удачно” вливается старое вино в новые мехи. Учителя, например, довольно охотно вводят сейчас такие формы работы, как урок-лекция, урок - экскурсия по музею, беседа одновременно по картинам, музыкальным номерам, литературным произведениям, урок - театрализованная инсценировка и т. п. Все это для нас ново, интересно, оригинально, свежо. Казалось бы, чего еще лучше? Но тут же видишь, как иные педагоги все это разнообразие приемов сводят к “доброму” старому способу - ученик выучивает данный ему текст и бойко (или вяло) пересказывает его! Какое ж тут новаторство? Работает лишь мысль учителя, лихорадочно осваивающего всяческие новации, а сознание учеников по-прежнему спит.

Нежелание и неумение заставить детей думать - одна из причин, по которым педагогика сотрудничества вызывает неприятие. Об этом свидетельствует и яростная полемика, развернувшаяся в 1986-1988 годах между “Учительской газетой” и журналом “Народное образование”. Оппоненты В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысен-ковой, М. П. Щетинина и других новаторов говорят, что в так называемой “новой педагогике” нет ничего нового . Что ж, в этом утверждении есть момент истины. Но ведь сами учителя-новаторы не скрывают, что ими учитывается богатейший опыт передовой педагогической мысли за многие века. Отбрасывая логику, критики новаторов обвиняют их в “откровенно нигилистической позиции по отношению к современной советской педагогической науке”, которая, кстати, тоже опирается на лучший опыт прошлого. Это неверно хотя бы потому,

Сомнительными оказываются и обвинения в “идеализме” и прочих идеологических вывихах, предъявляемые С. Л. Соловейчику и другим пропагандистам педагогики сотрудничества. Какой тут идеализм, если на основе его дети учатся успешнее и вырастают более развитыми, чем в традиционной школе?

Теперь рассмотрим кратко, чем не устраивает оппонентов методика Е. Н. Ильина, известного ленинградского словесника. Методист Л. С. Айзерман утверждает, будто этот “возмутитель спокойствия” игнорирует целостный анализ произведения на уроке и подменяет его произвольным толкованием отдельных деталей текста. А постоянные экскурсы Ильина в сферу нравственности грешат якобы снижением высокого пафоса произведений, чуть ли не циничным практицизмом, прагматизмом, “своеобразной утилитаризацией духовных ценностей” 1. Ну что ж, опыт знаменитого новатора можно критиковать, ведь и сам учитель призывает не следовать ему бездумно. Правда и то, что в его толкованиях тех или иных произведений, эпизодов, фраз иногда ощутим субъективизм. Мне лично не нравится и то, что Евгений Николаевич все-таки временами поддается диктату той старой школьной методики, которую он так умело критикует. Так, в его книгах и статьях дается безоговорочно высокая оценка таких произведений, как “Мать” Горького, “Поднятая целина” Шолохова. А ведь практика школы и современное состояние литературной науки показывают, что своеобразный культ классики, безусловное преклонение перед ней ведут в тупик, отучая нас от самостоятельного мышления.

Кстати, сам дух методики Ильина способен корректировать эти недостатки ее создателя. Ведь она базируется на сотрудничестве учеников с педагогом, на формировании у детей навыков этого самого творческого мышления. И если некоторые нравственные уроки известного методиста действительно в чем-то утилитарны, вызваны сиюминутными соображениями, то криминала тут нет. Разве воспитание совести, доброты применительно к конкретным ситуациям не есть естественный путь воспитания молодежи?

По материалам: Уроки мировой литературы в школе. Книга для учителя. Вахрушев

 

Страницы : 1 2


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Некоторые проблемы изучения мировой литературы в школе . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz