| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Проблема чести и измены в повести «Князь Иеремий Вишневецкий»

Творческие интересы Ивана Семеновича Нечуя-Левицкого чрезвычайно широки: писателя волновали проблемы украинского крестьянства, жизнь украинской интеллигенции, давно отшумевшие события родной истории… Повесть «Князь Иеремий Вишневецкий» переносит читателя в бурлящее XVII столетие, его первую половину, когда точилась жестокая борьба украинцев против господства польской шляхты. Но в центре внимания художника - не героика борьбы, а попытка осмыслить, как стал не только предателем, а даже палачом родного народа князь Иеремий Вишневецкий, потомок знаменитого украинского рыцаря Байды Вишневецкого. И надо быть настоящим психологом, чтобы убедительно и мотивировано рассказать об этом пути к измене. В начале повести мы видим, что молодой Вишневецкий имел в своем характере потенциальные черты сильного человека, которые он унаследовал от своих предков: он никогда не унижался, привлекал непокорным характером. Даже сам Винцентий, ректор львовской иезуитской коллегии, испугавшись силы духа молодого княжича, подумал: «Ой когда бы привлечь этого звереныша к своему лагерю, чтобы он временами потом не наделал нам хлопот. Упаси Бог, как он временами пойдет следом за Криштофом Косинским и Наливайком!» И в самом деле, намерения ректора осуществились: Иеремий украинским патриотом не стал, а наоборот, пристав к католической вере, бросил украинский язык и стал поляком.

Вишневецкий ездил за границу, опьянел от наслаждения быть безмерно богатым, стал эгоистическим и честолюбивым. Всю свою энергию, храбрость, страстность и силу он направил на достижение корыстной цели. Иеремий Украину не любил, так как народ своих гетманов избирал демократически, мог даже и снять, если только они не болели за всенародное дело. Вишневецкий же стремился к власти абсолютной, ничем не ограниченной: «Украина с гетманством, с казаками мне не приходится по душе. Какая-то там никчемная, гадкая чернота, некоторые бедолаги будут надо мной верховодить. Не хочется мне стать казацким гетманом, каким был мой дед Байда Вишневецкий». Тем не менее не по душе ему и Польша, она для него - не Родина, а средство в достижении цели. Есть в повести эпизод, когда Иеремий мыслит как двойной предатель, у которого в голове шевелится мысль: «Теперь в настоящее время я и сам не угадаю, кого я больше ненавижу: или казаков, или магнатов».

В своих мечтах Вишневецкий выступал честолюбцем; и если и упоминает своего знаменитого предка - это только потому, что и самому хочется иметь такие почести и всенародный почет. Не сокрушается Иеремий и тем, что предал веру, став из украинца поляком, не мучают его укоры совести. Характер своего героя Нечуй-Левицкий подает в развитии: сначала он чужой для Украины, а потом ее палач. Мы видим, что в боях Иеремий чрезвычайно смелый, решительный в получении победы, и при других обстоятельствах он мог бы стать героем. Тем не менее, каждая эта победа страшная своей дикостью и коварностью относительно своего народа: «Он… разрушал и жег, будто татарская или давняя монгольская орда». Поступки Вишневецкого ужасно жестокие, он по - садистски казнит ни в чем не виновных людей, наносит им мученическую смерть. Иеремий в течение повести неуклонно деградирует как человек, даже любовь не смогла возвратить ему человеческое подобие, нормальные чувства. В любви к красивой казачке Тодозе Светайлихе он руководствуется грубой силой, стремлением любыми средствами удовлетворить свою страсть: «Она будет моей, должна быть моей, пускай бы мне пришлось смести с земли и ее дом, и ее жилье…» Тодозя на свое несчастье полюбила Иеремия, тем не менее, эта любовь причинила казачке большую боль, принесла стыд, позор, мучения совести. Несмотря на свою любовь, она все же находит в себе силы не совершить подлости, не предать (не выказала Кривоносая, Вовгуру и Супруна). Тодозя - совестливый человек, красивый и в счастье, и в горе.

Проблема чести и измены есть главной в повести. Это неординарное захватывающее, глубоко психологическое произведение заставляет нас сегодня призадуматься над тем, что человек, который совершил зло, предал свой народ, никогда не будет иметь счастья и будет проклят потомками. Итак помним, что жизнь свою следует исполнять добром и ради счастья ближнего своего, и во имя нашего молодого государства. Чтобы никогда никто не мог сказать о нашем поколении словами Шевченко: «Хуже ляха свои дети ее распинают», ту многострадальную Украину.

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Проблема чести и измены в повести «Князь Иеремий Вишневецкий» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz