| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Изображение крепостничества в романе Афанасия Мирного

История Украины имеет много трагических страниц, но наибольшим несчастьем для нашего народа постоянная ликвидация Гетманщины и преобразование свободного крестьянина на бесправного крепостного. Очень часто крепостниками становились давние враги украинцев - польские господа и подпанки, которым русские самодержцы раздавали плодородные земли своей Малороссии. Именно так появился в Песках господин Польский - генерал, который служил в каком-то полку, терся возле вельмож и в конце концов за верную службу получил село. Впервые прибыв в Пески, которая подарила ему царица, и ощутив сопротивление свободных людей, новоиспеченный властитель понял, что община добровольно не вставит свою шею в ярмо, которое «волов» нужно хорошенько приучать, чтобы самые протягивали шею и послушно выполняли волю хозяина. И на второй день генерал привел «Москалей», которые быстро примерами винтовок «рты залепили» непокорным. Из того все и началось… «Ляшок» удается и к мерзкому обману, что будет брать из них только небольшую плату за пользование «его» землей. И в конце концов свободные когда-то крестьяне стали господскими. Впервые беда затесалась в село в виде царского генерала, а со временем появилась вместе с вдовою и ее сыночками. Теперь крестьяне поняли, что попали в крепость навеки.

Крепостники за короткое время так запрягли «волов» в ярмо, которое теперь уже можно было радоваться и наслаждаться жизням каждый день. Крестьяне ходили на барщину по четыре-пять дней на неделю, а кроме того, «износили в двор кур, гусей, яйца». Было из чего господам пировать и в пьяном хмеле порицать своих «мазеп». Генеральша даже не общалась со своими кормильцами-крепостными, все шло через приказчиков. Ее мозг работал только над выдумыванием страшных, унизительных наказаний своим дворовым. Опустошенное сердце генеральши грелось не возле детей и внуков. Свою любовь она отдала котам. А тем, кто вычесывал тех котов, стелил им постель, приходилось горько. Из приказа генеральши люто подвергают пытке веселую девушку Ульяну. Ей  приходится прилюдно целый день мазать господские кухни с мертвым котенком на шее, которого она ненароком подавила.

Совсем обеднело село, когда осел на родине Василий Семенович Польский. При нем крепостные вынужденные были работать на барщине уже шесть дней на неделю. В отличие от генеральши, Василий Семенович общался со своими крепостными. Еще подростком ощипывал ровесников за чуба, юноши ценили красоту молодых батрачек. Господа-Крепостники были не хозяевами, а хищными эксплуататорами. Они не заботились о земле, о тех, кто на ней работает. Из года в год земля истощалась, урожаи падали, село беднело, морально раскладывалось. Пьянство, воровство стали обычными явлениями среди крепостных. Неволя, как тот угар, задурманила людям головы…

В романе «Разве ревут волы, если ясли полны?» Афанасий Мирный описывает жизнь порабощенного народа. Писатель подает образы непокоренных женщин-крестьянок, которые, несмотря на трудные социальные, а также психологические условия, остаются такими же честными, добрыми и мужественными. Такими чертами характера Афанасий Мирный наделил Мотрю, Галю и Христю, которые привыкли к трудному, но честной жизни. Для них лучше уже ничего не иметь, чем иметь что-то, что было добыто неправдой, кражами и преступлениями. Пораженные неправдой, некоторые мужчины - Чипка, Максим - становятся на путь преступлений. Но женщины оказываются сильнейшими за них, стремясь сделать все, чтобы улучшить свое положение честной работой. Ярким примером женщины-труженицы есть Мотря, которая работает не возлагая рук, чтобы хотя как-то поддержать свою семью. В ее жизни не было счастья, радости. Небольшой луч лишь на миг просветил ее жизнь, подарив клочок земли, и снова угас, отобрав последнюю надежду, последние мечты и ожидания: «Мотря день и ночь в работе и в работе; летом - на поле, зимой - дома».

Этой женщине было очень тяжело смирится с неправдой, которая очень глубоко ее поразила. И не только социальные условия удручали Мотрю, большой боли нанес ей ее родной сын, пренебрегая ее чувство, обижая материнское сердце. Человеком, перед которым Мотря выливала свое горе, которой она жаловалась на свою нищую жизнь, была Христя. Эта девушка была веселой, всегда улыбающейся, но, столкнувшись с несправедливостью, несправедливостью и угнетением, она совсем изменилась. Христя стала молчаливой, улыбка уже редко появлялась на ее лице, раньше такому радушному и счастливому. Христя очень чуткий человек, чужие страдания наносили ей боли так же, как и свои. Услышав печальный рассказ Чипки о своей бедности, она близко к сердцу восприняла его неудаче, трудную судьбу. Но поделившись своими мыслями и волнениями с мужчиной, она вдруг открыла для себя, что он не понимает страдания других людей, говоря, что «своя рубашка ближе к телу». Христю очень поразил этот эгоизм, она не ждала такого от Григория. В романе есть образ еще одной чуткой девушки. Это образ Гали, в котором также раскрывается стремление к справедливости, к честной жизни, к тихому семейному счастью. Эти черты объединяют ее с Мотрей и Христей. Отец и иметь Гали были преступниками, она выросшая в этому окружении, тем не менее ее душа не очерствелая, она осталась доброй и искренней девушкой. Галя старалась вытянуть Чипку из той компании воров, в которой он оказался, она стремилась жить так, как живут все честные люди: на своей земле сажать хлеб, самому зарабатывать деньги, а не приобретать средства кражей и даже преступлениями. Галя виднеется о своем хозяйстве, скоте, о мирной земледельческой жизни с Чипкою: «Я не люблю коней… волы лучшие… Волы такие смирные, тихие…»

Тем не менее на некоторое время ей удалось возвратить своего мужчину к нормальной жизни. Когда Чипка вдруг пришел в себя, Галя очень уважала его, верила ему: «- Один, и добрый, - вступилась за мужчину Галя…» Но она не смогла удержать его от старой жизни, от старых привычек. Трудные социальные условия оказались более сильными, чем усилие честной девушки. Она проиграла в этой борьбе. Узнав о том страшном преступлении, которое совершило ее мужчина, Галя решает наложить на себя руки. В те времена угнетения на селе было очень жестоким, многие люди просто боялись своих хозяев-господ. Крестьяне уже давно потеряли доверие к этим тиранам: «- І нащо тебе, сыну, с господами таскаться? - говорит Мотря печально. - Еще, не дай Бог, подведут как… Самые же попрячутся, а тебе - будет…» Крестьяне получили волю лишь формально, а на самом деле их положение стало еще худшим, чем было. Поэтому мужество женщин, которые честно жили в те времена, есть в самом деле героической.

Но один женский образ в романе мне не понравился. Это образ Явдохи, которая была завистливой и злой женщиной. Ей не понравилась Мотря только потому, что она жила в маленьком доме, была одета в старую одежину, потому, что на ее лице были сморчки, которые свидетельствовали о трудной жизни. Эта женщина принимала участие во всех грязных делах своего мужчины. Она устраивала банкеты для его друзей-воров. Но она выросшая в таких условиях, где не могла стать доброй и порядочной, так как ее родители умышленно толкнули ее еще ребенком на преступления. Поженившись с москалем Максимом, она всегда была среди разбойников. Я считаю, что ее можно не только осуждать, а и оправдать. С одной стороны, это социальное положение людей, никчемные родители Евдокии, плохое окружение на протяжении всей жизни. Но с другой стороны, если сравнить Евдокию с Галей, то условия их жизни были похожими: они обе возросли в семье разбойников и воров, все их грязные дела проходили перед глазами женщин. Тем не менее сердце одной стало черствым и холодным, а у другой осталось добрым и пылким. Евдокия стала жадной и злой, а Галя осталась чуткой, честной, доброй и порядочной женщиной, которая решила, что лучше совсем не жить, чем жить так, как жили ее отец, маты и мужчина.

Поэтому мы видим, что Афанасий Мирный изображает не только честных и морально сильных женщин.  Писатель доказывает, что преступление не может быть совершенное просто так, без любых обстоятельств.

 

 

Ключевое слово:


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Изображение крепостничества в романе Афанасия Мирного . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz