| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Юрий Павлович Казаков – мастер малого прозаического жанра

Юрий Павлович Казаков родился в Москве, на Арбате, в рабочей семье. В 1933 г. его отец, Павел Гаврилович, был арестован, а в 1942 г. мать, Устинья Андреевна, работавшая медсестрой, стала инвалидом. Детство и юность Юрия Казакова прошли в отчаянной бедности. С 1944 г. учился в Московском архитектурно-строительном техникуме, с 1946-го - в музыкальном училище им. Гнесиных по классу контрабаса. Получив в 1949 г. диплом училища, Казаков долгое время из-за ареста отца не мог устроиться на постоянную работу, перебивался временными заработками. Мытарства, безденежье, неудовлетворенность работой, мечты о писательстве, успехе, известности побудили его переменить сферу деятельности.

1953- 1958 - годы обучения Казакова в Литературном институте им. М. Горького. Многие рассказы, созданные в эти годы начинающим писателем, войдут во все его сборники и составят золотой фонд прозы периода “оттепели”. Рассказ “На полустанке” (1954) написан в аудитории института по заданию преподавателя - В. Шкловского.

В 1956 г. Казаков впервые поехал на Белое море и с тех пор “заболел” Севером. Сотни километров прошел он с рюкзаком за плечами, тысячи - на рыболовецких карбасах и сейнерах. Тема Русского Севера, открытая когда-то М.М. Пришвиным, по-новому зазвучала во многих рассказах Казакова, в книге очерков ”  Северный дневник”. На Севере, в Архангельске, вышли его первые книги - “Тедди” (1957) и сборник рассказов “Манъка” (1958).

В 1958 г. Казаков был принят в Союз писателей по рекомендации К. Г. Паустовского. Большая часть рассказов Юрия Казакова написана в 1956-1962 гг. В 1960-х годах вышло несколько его сборников, в 1973 г. был издан “Северный дневник”. После разгрома альманаха “Тарусские страницы” (1961), где были помещены три рассказа писателя, доступ в “толстые” журналов был резко ограничен. Несколько лет он работал над переводом с казахского романа А. Нурпеисова “Кровь и пот”. Последние рассказы Казакова - “Свечечка” (1973) и “Во сне ты горько плакал” (1977). Его произведения переведены на многие языки, опубликованы в Чехословакии, Польше, Англии, Франции, США и др. Казаковым написано несколько киносценариев, по некоторым из них сняты фильмы (”Голубое и зеленое”, “Тедди”, “Великий самоед”). Наброски и неосуществленные замыслы писателя опубликованы в книге “Две ночи” в 1986 г., спустя четыре года после его смерти.

Юрий Казаков - мастер малого прозаического жанра: рассказа и очерка. “Задумал я не более не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа”, - писал он В. Конецкому в ноябре 1959 г. Через 20 лет, отвечая на вопросы корреспондента “Литературной газеты”, писатель подтвердил свою верность этому жанру: “Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть импрессионистически - мгновенно и точно”. Детально разработанный им жанр - рассказ лирический, с повышенной субъективностью и усиленной ролью рассказчика, автора или героя (”Голубое и зеленое”), с пристальным вниманием к детали, еле уловимому состоянию, ускользающему чувству (”Двое в декабре”), с ослабленной фабульностью, пронзительной откровенностью (”Свечечка”, “Во сне ты горько плакал”).  Алешу из рассказа “Голубое и зеленое” (1956) условно можно назвать лирическим героем. Рассказ от начала до конца - его монолог о первой любви, незабываемой и навсегда утраченной, о том, как, страдая, растет и мужает душа. События, не имеющие отношения к чувству героя, намечены слегка, как бы пунктиром; подробно и детально описано лишь то, что останется в памяти навсегда: первая встреча с Лилей, прогулка по ночной Москве, поездка за город, последняя встреча на вокзале. “Голубое и зеленое” - точный психологический портрет ранней юности. Угадано даже то, что повествование ведется в настоящем времени: у юности еще нет осознания прошлого как ценности. Светлое, цветовое слово передает особую ясность мира, увиденного глазами подростка. Яркость, чистота и насыщенность красок, умение расположить слова так, чтобы они составили максимально гармоничную фразу, украшают рассказы о любви: “Осень в дубовых лесах” (1963), “Двое в декабре” (1966), “Адам и Ева” (1961) и др. “Мозаика  сокровенных, едва уловимых переживаний”, как заметил И. С. Кузьмичев, приближает рассказы Казакова к лирическому стихотворению и заменяет в них сюжетную интригу.

Юрий Казаков пришел в литературу, когда возникла острая необходимость в талантах такого рода. Литература понемногу отвоевывала свою исконную территорию - нравственную проблематику. Созревали новые пласты литературы, тематические и стилистические. Морская, молодежная лирическая проза существенно обогатились с приходом Ю. Казакова. В его рассказах критики выделяли тему русского Севера и детскую тему, отмечали обостренное восприятие неотвратимости смерти и пафос мужественного отношения к жизни, мотивы дороги, странничества - и тоски по дому, импрессионистичность восприятия, умение оставить финал открытым.

Тонкий дар лирического восприятия мира сочетается у Казакова с жестоко-беспощадным взглядом на противоречия и дисгармоничность реальной жизни. Таковы, например, рассказы о бегстве людей из деревни в город, первом тревожном симптоме надвигающегося социального бедствия - “На полустанке” (1954), “В город” (1960), “Запах хлеба” (1961). Писатели новой волны в литературе - деревенской прозы - проанализируют это тревожное явление, обрисуют его причины и последствия. Казаков же взволнован тем, как искажается духовный облик его современников, как возникает в душах пустота, которую нечем заполнить. За обманчиво бесстрастным тоном повествования чувствуется поистине чеховское отношение к персонажам, глубинное, потаенное сострадание к человеку.

Люди срываются с насиженных мест в поисках лучшей, “легкой” жизни: некоторые из них так и не находят себе пристанища. Так возникает в художественном мире Юрия Казакова тип странника, скитальца. Писатель, сложивший в “Северном дневнике” вдохновенную оду дороге, считавший, что “не проходит вовеки только очарование движения, память о счастье, о ветре, о стуке колес, шуме воды или шорохе собственных шагов”, предельно честен в изображении такого типа людей, как Василий Панков (”Легкая жизнь”, 1962), Иоанн (”Странник”, 1956), Илья Снегирев (”По дороге”, 1961). Дорога “может обернуться ловушкой для натуры неразвитой, принести ей внутреннее опустошение”. Куда и зачем ехать, как и зачем жить? Без попытки ответить на эти вопросы, “без нравственного чувства, без призвания - словом, без внутренней идеи, придающей жизни смысл и значение”, она становится легкой, пустой, бездумной.

 

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Юрий Павлович Казаков – мастер малого прозаического жанра . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz