| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Анализ стихотворения Блока «Незнакомка»

Многие современники не поняли этих черт поэзии Блока. Считая его только символистом, они каждой реальной детали приписывали особый, мистический смысл. «Мистические реалисты,- писал А. Белый,- открывают в баранке и кренделе что-то особенное: они описывают крендель так, что волосы становятся дыбом». Имелась в виду 2-я строфа «Незнакомки»:

  • Вдали, над пылью переулочной,
  • Над скукой загородных дач,            ,
  • Чуть золотится крендель булочной,
  • И раздается детский плач.

Так же была встречена «Незнакомка» и некоторыми киевскими критиками во время выступлений Блока в Киеве в октябре 1907 года. Если газета «Киевские вести» в номере от 6 октября писала, что «великолепная «Незнакомка» Блока была лучшим номером литературной программы», то В. Чаговец («Киевская мысль») и Н. Николаев («Киевлянин») зло высмеяли символиста Блока (Чаговец почему-то вдруг назвал его большевиком), вышутив ту же деталь, которая по сути была обычным описанием: вывески булочных украшались золоченым изображением кренделя. В своей совокупности все детали «Незнакомки» - и переулочная пыль, и скука загородных дач, и взаимоисключающее сочетание слов «весенний и тлетворный дух», и бессмысленно кривящийся лунный диск, и крендель булочной, и женский визг, и «испытанные остряки»…- все это создает по-гоголевски исполинский образ скуки, связанный здесь с пустой, никчемной жизнью обывателя.

Художественной задаче подчинены и повторения, которые на первый взгляд кажутся неожиданными для такого мастера, как Блок. Во второй строфе - «И раздается детский плач», в четвертой - «и раздается женский визг». И трижды повторяющееся как что-то назойливо-однообразно-монотонное - «и каждый вечер»: каждый вечер все то же, и никаких перемен, ничего нового, ничего не приевшегося. И вот - оригинальный и смелый прием: третье «и каждый вечер» - это уже переход в другую тональность: не однообразие мещанской жизни, а постоянство мечты поэта. Меняются краски, образы - не скука загородных дач, а очарованный берег и очарованная даль, не глаза кроликов, а «очи синие бездонные цветут на дальнем берегу».

И все же пошлость заслонила мечту. Герой в отчаянии восклицает: «Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине». Но значит ли это, что герой смирился? Скорее, он замкнулся: «В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне». Эту мысль подтверждают другие стихотворения Блока, в частности «В ресторане» и «Черный ворон в сумраке снежном» (1910), которые вместе с «Незнакомкой» могут составить лирическую трилогию, раскрывающую драму юноши в условиях «страшного мира». Каждое из трех стихотворений вошло в разные циклы: «Город», «Страшный мир» (1909-1916) и «Арфы и скрипки» (1908-1916), и тем не менее связь между ними очевидна, как очевидна и связь между циклами в целом. Исследователями давно отмечена связь между «Незнакомкой» и «В ресторане». Эти стихотворения написаны с интервалом в четыре года, но во втором - тот же образ Незнакомки, хоть и не названный этим именем:

  • Ты рванулась движеньем испуганной птицы.
  • Ты прошла, словно сон мой, легка…
  • И вздохнули духи, задремали ресницы,
  • Зашептались тревожно шелка.

Но если в первом стихотворении в основном контрастируют зрительные образы, то во втором - звуковые, музыкальные: «где-то пели смычки о любви» и как музыкальная антитеза - заключительная строка: «цыганка плясала и визжала заре о любви». Перед нами праздник любви, торжество полных звуков. В последней строке на 9 согласных - 8 гласных - ОЮ, ОИ и снова- через мягкое «в» - ОИ. И внутренняя рифма: твои - соловьи.

И вдруг в это половодье чувств со скрежетом вторгается чуждый мотив.

  • Страшный мир! Он для сердца тесен!
  • В нем - твоих поцелуев бред…

Сплошные согласные: на 6 гласных-4 согласных. А сочетание-то какое! - СТР, ШН, НДЛ, РДЦ… Не последнюю роль играет и то, что в первом случае все четыре строки заканчиваются на гласный, во втором - на согласный. В поэзию Блока проникают пессимистические мотивы, безнадежный взгляд на жизнь как на мрачный круговорот событий, явлений, людей, вещей. С большой художественной силой эта позиция выражена в широко известном восьмистишии:

  • Ночь, улица, фонарь, аптека,
  • Бессмысленный и тусклый свет.
  • Живи еще хоть четверть века
  • Все будет так. Исхода нет.
  • Умрешь - начнешь опять сначала,
  • И повторится все, как встарь:
  • Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

Духовная драма Блока в предоктябрьское десятилетие была вызвана его глубоко прочувствованным стремлением разобраться в сумятице событий, в неясном для него характере политических столкновений, трагической раздвоенностью между тревожными думами о судьбах родины и народа, с одной стороны, и о путях интеллигенции, с другой. Из поэтов-модернистов никто так мучительно не искал путей единения народа и интеллигенции и никто не приходил к такому страшному выводу о невозможности, единства.

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Анализ стихотворения Блока «Незнакомка» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz