| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Краткое изложение сюжета повести Трифонова “Дом на набережной»

В повести “Дом на набережной” входят в непосредственное соприкосновение несколько исторических эпох, становится очевидной их теснейшая взаимосвязь. Явлениями одного порядка выступают, например, кровопролитие гражданской войны, литературные баталии 1920-х годов - “стальная рубка” мнений - и собрание, на котором “убивают” профессора Ганчука.  Нисколько не идеализируя образ профессора Ганчука и давая понять, что в прошлом он сам участвовал в жестоких судилищах, автор подчеркивает, что в сложившихся обстоятельствах герою выпала роль жертвы. Организаторы травли старого профессора - Друзяев, Ширейко, Додонов, по законам “стальной рубки” мнений, стремительно исчезают, практически не успев воспользоваться плодами своей победы. Однако они вынуждают главного героя Вадима Глебова совершить определяющий выбор: выступить против научного руководителя или лишиться аспирантуры и стипендии имени Грибоедова - необходимых ступенек дальнейшей карьеры и материального благополучия.

В конце романа догадывающийся о предательстве ученика и жениха дочери Ганчук рассуждает о современных Раскольниковых, о том, что “все проблемы переворотились до жалчайшего облика, но до сих пор существуют. Нынешние Раскольниковы не убивают старух топором, но терзаются перед той же чертой: преступить? И ведь, по существу, какая разница, топором или как-то иначе? Убивать или же тюкнуть слегка, лишь бы освободить место?”  Глебов, однако, не хочет решать вопрос о праве на предательство. Он создает иллюзию выбора, который уже сделан. И так же, как герой Достоевского, приходит за поддержкой и пониманием к Соне, чья жертвенная и бескорыстная любовь не мешает ему трусливо бросить ее.

По справедливому замечанию Н. Ивановой, Трифонов создает образ не просто подлеца, а конформиста, который выживает и достигает материального благополучия не только за счет обмана других, манипуляции их чувствами, но и за счет самообмана.  Изображению постоянного внутреннего приспособления к обстоятельствам, самоуговаривания и самооправдания как нельзя лучше соответствовала опробованная в “московских” повестях повествовательная структура. Смешение временных слоев, постепенно всплывающих в сознании героя, пытающегося осмыслить свою жизнь, - ее неотъемлемая черта. Повествование построено в основе своей как косвенный монолог Глебова, занятого воспоминаниями о своем прошлом. Многие исследователи подмечали своеобразие этих вспоминаний - они подневольные, герой не хочет ничего вспоминать, ему приходится это делать волею обстоятельств или автора. Психология страха - подспудной причины поступков героев - детально исследована Трифоновым в “Доме на набережной”. Атмосфера тотального страха - лицо времени, о котором пишет автор.

Острая зависть Глебова - обитателя Дерюгинского переулка - к тем, кто живет в Большом доме, порождает стремление ко всем недоступным благам. Социальная ущербность в обществе, претендующем на всеобщее равенство, принимает крайне уродливые формы. Однако Трифонов описывает не столько жажду комфорта, материального благополучия, сколько жажду власти, превосходства над другими, вырастающую из острого чувства ущемленности в обстановке растворенного в воздухе страха. Герой смотрит из окна Сониной квартиры сверху вниз, и этот ракурс становится своего рода метафорой в “Доме на набережной”: “Каждый день за завтраком видеть дворцы с птичьего полета! И жалеть всех людей, всех без исключения, которые бегут муравьишками по бетонной дуге там внизу!”

В повести присутствует герой, которому Глебов явно анипатичен. Это автобиографический образ - мальчик, с детства обладавший тем, о чем с мучительной завистью мечтал Глебов, и с детства же лишенный этих земных благ. Его голос окрашивает в особые тона страницы повести, посвященные детству героев.  Дом на набережной, внешне монолитный и незыблемый, оказывается одним из самых зыбких и опасных мест. Поток времени безжалостно уносит его жителей, от некоторых не оставляя и следа: “Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете. Кто погиб на войне, кто умер от болезни, иные пропали безвестно. А некоторые, хотя и живут, превратились в других людей”. Дом на набережной стал благодаря Трифонову символом эпохи, такой же монолитной снаружи и такой же зыбкой и опасной изнутри.  В столкновениях, которым подвергает героев время, выживают глебовы - люди “никакие”, в совершенстве владеющие социальной мимикрией, способные приспосабливаться к любым обстоятельствам. “Им некогда, - говорит о таких автор в начале повести, - они летят, плывут, несутся в потоке, загребают руками…”

Усложненная композиция и полифонизм повествовательной структуры, сочетание объективности и субъективной оценки событий - эти особенности прозы Трифонова, ярко проявившиеся в повести “Дом на набережной”, определили его переход к масштабно-историческому, романному мышлению.

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Краткое изложение сюжета повести Трифонова “Дом на набережной» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz