| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



ЛИНА КОСТЕНКО Доклад о поэтессе

Лина Васильевна Костенко - украинская поэтесса. Родилась 19 марта 1930 года в городке Ржищеве на Киевщине в семье учителей. С 1936 года жила в Киеве. Там закончила среднюю школу и в конце 40-х годов стала студенткой Киевского педагогического института. Позднее вступила в Московский литературный институт, который закончила 1956 года. 1957 года появилась ее первый сборник поэзий «Лучи земли», в скором времени вышли сборника «Паруса» (1958) и «Странствие сердца» (1961). Потом Лина Костенко подверглась острой критике, и в ее творчестве начался продолжительный перерыв. Готовая на начало 1963 года в печать книжка «Звездный интеграл» подпала под очередную волну ресталинизации и была запрещена властью. Следующую поэтическую книгу «Над берегами вечной реки» читатели увидели лишь 1977 года после шестнадцатилетнего перерыва. Событием в украинской литературе стал роман в стихах «Маруся Чурай» (1979). За этот роман Лина Костенко стала лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко (1987). Перу поэтессы принадлежат также сборники поэзий «Неповторимость» (1980), «Сад нетающих скульптур» (1987), сборник стихов для детей «Бузиновый царь» (1987). Последнее произведение поэтессы - исторический роман в стихах «Берестечко», который она начала писать еще в 1966-1967 годах, вышел из печати только 1999 года.



Характеристика героев романа « Маруся Чурай»

«Маруся Чурай» без любого преувеличения стала культурным явлением, давала и сейчас дает духовное здоровье и творческий тонус, учит добру и достоинства. Морально-этические проблемы в романе Лины Костенко поднимает и решает на примере жизни двух семей, противопоставленных одна одной,- Чурай и Вишняк. Чураи представляют лучшие рыцарские силы народа. Это сильные личности, творческие способности которых могут реализоваться только при условиях свободы. Поэтому свобода - социальная, национальная, в конце концов, внутренняя, показателем которой выступает чувство собственного достоинства,- есть для них абсолютной ценностью. По своей природе они непримиримые к приспособленчеству, покорности, унижений, измены.   Вот   как   характеризует Маруся своего отца:



Проблема исторической правды в романе Маруся Чурай

 О легендарной Маруси Чурай написано немало произведений. К осмыслению феномену ее жизни и творчества обращались Г. Квитка-Основьяненко, Г. Старицкий, В. Самойленко, С. Руданский и прочие. Имя Маруси Чурай отобразилось также в множестве легенд, одна из которых и стала основанием произведения Лины Костенко. Сюжет романа можно рассматривать в двух аспектах: изображение контекста эпохи, т.е. широкого общественно-политического фона Украины XVII столетия, и жизнь Маруси Чурай, история ее несчастливой любви. Используя известный сюжет, поэтесса по-новому его осмысливает. Это касается трактования фигуры главной героини, изображение социально-психологической атмосферы эпохи. Для Лины Костенко Маруся Чурай - не просто красивая девушка с ее естественным желанием любить и быть любимой, счастливой в семейной жизни. Она - натура творческая, а потому особая. Радость и сожаления простых людей девушка чувствительно вбирает у себя как свои: «Эта девушка не просто так, Маруся. Это - голос наш. Это - песня. Это - душа». Так говорит о героине Иван Искра, который понимает обворожительность ее красы, высочество души и талант художника. Ему в самый раз импонирует именно способность тонко ощущать, благородно вести себя даже в быту.



Образ матерей в романе Лиины Костенко «Маруся Чурай»

Мать. Священное имя, к которому всегда относились с уважением. Мать - основа жизни, человек, который его дает. И первые слова, и первые шаги, и первые уроки добра - все от матери. Но вот чудо - не все матери одинаковые, не во всех одинаковое представление о добре. Именно об этом пишет Лина Костенко в романе «Маруся Чурай», изображая образа двух матерей - Марусиной и Гришиной. Они вступили в брак в одновременно, в обеих мужья были казаками, и, казалось, и жить должны были за одним законом. Так нет, так как разные то были женщины. Бобренчиха была «ненасытная! - что увидит глазом, то клювом так и выхватит из воды». Эта жадность, ненасытность и сделали невыносимым жизнь ее мужчины, «он притих, забарахтался в земле. Да и стал хорунжим». И не то, чтобы Бобренки бедствовали: «Но и жили! Душили копейку. Две души делали без упокоения». Это и все, чего хотела иметь Григория в жизни, добро для нее было понятием материальным. Она и сына своего - Григория - почти не видела, так как все воевала «за курицу, за телку, за границу». Но Григорий был воспитан на традициях своего народа, поэтому и уважал мать и любил ее такую, как есть. Любил и прислушался к ее советам, хотя и не так думал сам. Досадно, но именно мать исказила его душу, поселила в нем эту раздвоенность, которая стала грунтом для измены. Это же словами матери резал он душу Маруси: «Запомни, любовь любовью, а жизнь жизням». Она создала «это ежедневное коло суеты», а из которого Григорий не смог выбраться.



ПОЭТИЗАЦИЯ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УКРАИНСКОГО НАРОДА

Сочинение по одноименному произведению Л. Костенко. Эта девушка не просто так, Маруся. Это голос наш. Это - песня. Это - душа. Л. Костенко. Замечательную легенду я вам расскажу. Ты вместе с легендой в песню полынь. В песню, которая составила Маруся Чурай. О городе свое, о родном своем крае. Живет в народе легенда о поэтессе-певице из Полтавы - легенда о Маруси Чурай. Маруся Чурай жива в своих замечательных песнях, в памяти народной. Пересказы о ней живут в возрастах. Жизнь и песни полтавки послужили основой для создания художественного шедевра, который написала Лина Костенко. «Маруся Чурай» - наибольшее по объему произведение Лины Костенко. В романе обрисованные события нашей далекой истории. Мысленно польемся к зеленой Полтаве, на ее холмы и долины, воображаем ту хату над Ворсклой, где жила девушка с таким высоким поэтическим талантом. Уже триста лет живут ее замечательные песни о рыцарях наших украинских, которые шли в поход, о козаках, о красоте Украины и, конечно, о любви. Легенда наделила Марусю незаурядной красой, поэтическим и музыкальным дарованием, волшебным голосом и романтической любовью. И вся эта красота Маруси тесно переплетается с красотой Украины. Мне кажется, что сердце Маруси открыто навстречу каждому человеку, все свои наисветлейшие чувства она высказывает в песнях. Маруся выросшая в семьи, где держалась с достоинством народная мораль, где была любовь к Отчизне, где мечтали о счастье народа. Она понимала, какое значение для родной Украины имеют ее песни.





Сайт создан в системе uCoz