| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Одно из центральных мест в поэме занимает повесть о жизни Матрены Тимофеевны Корчагиной. Героиня относится к тому типу замечательных русских женщин, который описан в поэме «Мороз, Красный нос». С первых строк рассказа о Матрене Тимофеевне нас привлекает ее портрет:
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Матрена Тимофеевна с детства привыкла к труду. На пятом году отец ее, по обычаю, «вывел из младенчества», а на седьмом она уже бегала в стадо за коровой, носила отцу завтрак, пасла «утяточек». Выросла из нее
И добрая работница,
И петь — плясать охотница…

Но тяжела женская доля! Изнурительный труд, обиды со стороны мужниной родни, смерть ребенка, голод, болезни, пожары, преследования господского управляющего — все эти испытания мужественно переносит Матрена Тимофеевна. Она находит в себе силы противостоять суевериям: отказалась выполнить требование захожей богомолки — не кормить - детей молоком по постным дням. Не позволила она и старосте высечь сына Федотушку — приняла на себя наказание.

По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!
А вы — за счастьем сунулись!
Обидно, молодцы! —
заканчивает она свою повесть.

«Крестьянка» — самая лиричная часть поэмы. Горячо сочувствуя своей героине, Некрасов наполнил ее рассказ поэтическими образами, широко использовал народные песни, причитания, поговорки и сравнения. Задушевный тон рассказу Матрены Тимофеевны придают также часто встречающиеся в ее речи уменьшительные суффиксы в словах, например:

Я пастушка любезного
До солнца подняла,
Сама обула в лапотки,
Перекрестила; шапочку,
Рожок и кнут дала.

Из любви и гнева соткан художником замечательный портрет матери-крестьянки. Ее любовь к детям переплетается с ненавистью к угнетателям. Матрена Тимофеевна вынуждена терпеливо переносить несправедливости, но в ее душе никогда не угасает внутреннее сопротивление угнетению, стремление к независимости. Внешне покорная, она готова к борьбе, готова мстить за обиды:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!

Ненависть крестьян к угнетателям прорывается во многих местах поэмы. Выведенный из терпения крестьянин Агап Петров, как обухом, бьет князя Утятина гневным словом:
Последыш ты! По милости
Мужицкой нашей глупости
Сегодня ты начальствуешь,
А завтра мы Последышу
Пинка — и кончен бал!

Могучие силы, таящиеся в народе, олицетворены в Савелии, которого Некрасов называет «богатырем святорусским», возвеличивая этим определением его жизнь борца и мученика. Стойко, сплоченно держалась корежская община против вымогательств помещика Шалашникова:
Сдавались люди слабые,
А сильные за вотчину
Стояли хорошо.

Восемнадцать лет терпели они издевательства немца-управляющего, но «…немец как ни властвовал,— говорит Савелий, — да наши топоры лежали — до поры!» Савелий и его товарищи расправились с немцем, и за это им пришлось перенести острог и каторгу.
Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася? — Под розгами, под палками По мелочам ушла! — с тоской думал Савелий о многолетней бесплодной борьбе с насильниками. Обобщающее значение рассказа Савелия подчеркивается его словами о богатырстве русского мужика:
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина… леса дремучие
Прошли по ней — сломалися.
Все терпит богатырь!

Еще выразительнее о святости борьбы народа с угнетателями говорит легенда «О двух великих грешниках. Приближение легенды к религиозной притче (рассказывает ее старец Ионушка, прославившийся своим благочестием, начинает рассказ «усердно перекрестясь»; в качестве источника он ссылается на отца Питирима из Соловецкого монастыря) понадобилось Некрасову не только для маскировки революционного содержания легенды. Некрасов пользуется формой религиозной притчи как самой доступной крестьянину того времени, сильнее всего действующей на воображение народа. Убийство «знатного, первого в той стороне» пана изображается как угодное богу дело. Нельзя забывать, что эти строки писались как раз в то время, когда народовольцы охотились за «коронованным зверем». Предположение, что под паном Глуховским. подразумевается царь, подтверждается словами:

Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю

вызвавшими «бешеный гнев» отшельника. Вельможи мучили своих холопов, но пытать и вешать мог только царь. Таким образом, в разгар нового революционного подъема Некрасов легендой «О двух великих грешниках» звал народ на священную войну против помещиков и царя.


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz