| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



«Фауст» Гете. Изложение первой части трагедии

А события европейской истории после французской революции шли, действительно, бурной чередой. Республика сменилась во Франции империей Наполеона. Армия санкюлотов, оборонявшая революционное отечество, постепенно превратилась в армию захватническую. Начались наполеоновские походы. Перекраивалась карта Европы, большая часть Германии была занята французскими оккупантами. Сонная тишь нарушилась, немецкое захолустье было вовлечено в европейский водоворот, нарастало национально-освободительное движение. Но Гете в эпоху наполеоновских воин не был захвачен патриотической волной, поднявшейся в Германии, и оставался в стороне от политической борьбы.

Вот уже разбита, растаяла армия Наполеона. Короли старой Европы снова заняли свои расшатанные троны. Но они не вечны, ветры истории не унимаются. Колоссальный материал раздумий и наблюдений автора «Фауста» все усложнялся. Многие вопросы оставались неразрешенными, иные же разрешались в реальном ходе истории совсем не так, как о том мечтали просветители XVIII в. Германия все еще была далека от единства, феодальные порядки продолжали тормозить буржуазный прогресс. В послереволюционной Франции под обветшалым маскарадом монархической реставрации устанавливалось царство буржуазной наживы. Глазами поэта, мыслителя, глазами Фауста, искателя истины, смотрел Гете на бег истории, на борьбу и смену философских систем научных теорий. Его восхищал прогресс техники: строительство дорог, каналов, ис-следовацие земных недр, изобретение новых машин. Он оставался верен своей философии жизни. Не отвлеченное умозрение, а познание и творческое преобрасобой деловую практическую сторону. Он видит вещи без прикрас и не склонен предаваться возвышенному обману. От рассуждений он зовет к делу, к реальному осуществлению на сцене высоких поэтических замыслов.

Второй пролог I- «Пролог на небесах» - вводит в действие трагедии и проливает свет на сокровенный ее смысл. Пролог открывается гимном могучей природе, вселенским просторам, вечному движению и вечной гармонии, гимном Солнцу и Земле:

  • И с непонятной быстротой,
  • Кружась, несется шар земной.

Чередуются ночной мрак и сияние дня, шумят приливы морей и порывы бурь - и все это связано единой цепью, подчинено таинственным законам природы. Гимн вселенной вложен в уста архангелов. Но как далека эта величественная картина мироздания от церковно-религиозных представлений! Традиционные библейские персонажи, выступающие в «Прологе на небесах», лишены религиозной окраски, это грандиозные поэтические символы. Господь - воплощение положительного, созидающего начала, жизнеутверждающей силы природы и человека. Мефистофель воплощает отрицание и сомнение, неверие в торжество человеческого гения.О судьбе человека на Земле должен поведать Господу Мефистофель. О возможностях человеческого разума и воли ведут они спор.

  • - Я вижу лишь одни страдания человека,- говорит Мефистофель,- разум не идет человеку впрок.
  • …Свойство это Он на одно лишь смог употребить, Чтоб из скотов скотиной быть,-
  • иронически сокрушается черт. Человек представляется ему нелепым долгоногим кузнечиком, который бестолково  мечется  и неизбежно  попадает в грязь.

Мефистофель готов биться об заклад, что даже человек с высокими стремлениями, такого полета, как доктор Фауст, о котором зашла речь, поддастся низменным соблазнам и свернет с пути, оставив свои искания. Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен,- отвечает Мефистофелю Господь. Он верит в человека. Это вера самого Гете, вера просветителя в могущество разума, в конечную победу сознательного, гуманного начала. Но победу надо завоевать. Спор не разрешен. Пусть ищет человек, пусть через страдания и сомнения движется к истине. В спутники Фаусту дан Мефистофель, Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу!

«ГРЫЗУЩАЯ ПЕЧАЛЬ»

Действие начинается. Из надзвездных сфер мы переносимся на Землю. Ночь. В сумрачной комнате, с высокими готическими окнами, среди пыльных книг, реторт и склянок, сидит за столом погруженный в печальные размышления доктор Фауст. Тысячи дней и ночей провел он в этой темной норе за чтением и опытами. Постиг философию, изучил право, медицину, богословие, добился ученых степеней. И что же? С отчаянием он сознает, что ни на шаг не приблизился к истине, что все эти годы он лишь отдалялся от познания действительной жизни:

  • Живой природы пышный цвет,
  • Творцом на радость данный нам,
  • Ты променял на тлен и хлам.
  • На символ смерти, на скелет!..

К живым чувствам, делам и радостям рвется Фауст. Он взывает к таинственному духу Земли. И пламенный дух является перед ним. Снова звучит торжественная тема пролога:

  • Смерть и рожденье
  • Вечное море,
  • Жизнь и движенье
  • В вечном просторе…

Самодовольный педант, отгороженный от мира грудами пожелтевшего пергамента, Вагнер не способен понять стремления и муки Фауста, разделить его порывы;

  • Копается в вешах скучнейших и пустых,
  • Сокровищ ищет он рукою жадной.
  • Но лишь червей находит дождевых.

После беседы с Вагнером Фауст еще острее ощущает свое одиночество, тоску, недовольство миром и собой:

  • Кто ж скажет мне, расстаться ли с мечтами?
  • Научит кто? Куда идти?

Ответа нет. И череп в углу как будто смеется над Фаустом, «зубами белыми сверкая». Насмешливо глядят с полок старые приборы, жалкие орудия, с помощью которых Фауст надеялся обрести истину.

  • В чем пользы нет, то тягостно вдвойне.
  • Рука Фауста тянется к склянке с ядом.
  • Вот оно - освобождение!

Он уже поднес к губам смертоносное зелье, как вдруг услышал отдаленный звон колоколов и хоровое пение. Пасхальная ночь. Вместе с этими звуками наплывают воспоминания юности, яркие, чистые. Слезы наворачиваются на глаза. Мысль о смерти отброшена. Одна эта ночь в пыльном кабинете Фауста вмещает в себя бесконечно много: годы поисков, разочарований, пустых обольщений, неудовлетворенных порывов, пережитых Фаустом - Гете и его поколением и, может быть, многими другими поколениями.

Фауст - человек, который слышит зов жизни, зов новой эры, но еще бессилен вырваться из тисков прошлого. Туманы отвлеченности, мертвящая пыль схоластики, трясина самодовольного застоя несносны ему. Но куда идти? Ощущение непригодности старых путей и пока еще беспомощное стремление выбраться на просторы деяния - не это ли тревожило и немецких просветителей, и молодых «штюрмеров»? Не это ли мучило Гете в Страсбурге, во Франкфурте, в Вецларе, в Веймаре? И разве его сверстники - вертеры, ерузалемы - не тянулись к пистолету, к яду в горестном сознании безысходности, бездорожья? Но и среди них были сильные духом. Фауст - Гете отверг выход в отчаяние и смерть.

Вторая сцена трагедии «Фауст»

Сияет новый день. Из тиши кабинета Фауст с Вагнером выходят на праздничную улицу. У городских ворот народное гулянье. Пестрая толпа: подмастерья и студенты, нищие и служанки, бюргеры и крестьяне. Разноголосый гомон, отрывки бесед, признаний. Хвастливая песня солдат - и тут же степенный говор пожилых горожан. Лениво калякают они о местных .новостях и о вестях издалека. Им любо послушать, как «где-то в Турции, в далекой стороне, народы режутся и бьются», а у.себя дома бюргеры жаждут тишины: Перевернись весь свет вверх дном - Лишь здесь по-старому пускай все остается. Но в весеннем воздухе, в голосах молодежи нарастает что-то другое - озорное, вольное, сверкающее,  зовущее.

Повсюду живое стремленье родится - в природе, в праздничной толпе и в душе Фауста. Там, за старыми городскими воротами, уже зеленеет вечно молодая земля. На лужке, под липой, заливаются скрипки, пляшут крестьяне. Они узнали старого доктора Фауста, окружают его. И его отец, и он сам лечили их, не щадя себя, в страшные дни эпидемий. Фауст беседует с крестьянами, а Вагнер в сторонке морщится, он презирает «грубую чернь». Фауст смущен и опечален. Он сознает, что не заслужил похвалы этих простых людей. Слишком плохо он умеет лечить. Слишком ничтожны его познания. И снова сомнения поднимаются в нем:

  • О, счастлив тот, кому дана отрада,
  • Надежда  выбраться из  непроглядной тьмы.
  • Как улетел бы Фауст ввысь на крыльях мечты, туда, к вечерним облакам. Но нет, ему нужна Земля с ее трудами и заботами.
  • Ах, две души живут в больной душе моей.

А вот Вагнер никогда не испытывал таких беспокойных стремлений. Ему не надо крыльев, ему совсем не хочется летать:

Сайт создан в системе uCoz