| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Романтическая сущность творчества Лермонтова

Неужели Байрон, Шиллер, Мицкевич, в романтической сущности творчества которых, кажется, никто не сомневается, «весь мир сводили» к одной индивидуальности и были до того простодушны и недогадливы, что не подозревали о существовании помимо собственной личности романтической индивидуальности других людей, реальной действительности? Дело, разумеется, не в игнорировании реального мира на такой позиции не может стоять, если бы даже пожелал, представитель даже самого крайнего течения внутри романтизма, - а в его оценке и критериях этой оценки.

Много сил тратится на то, чтобы доказать ту элементарную истину, что Лермонтов в своем творчестве опирался на действительность, на реальные факты. В. А. Мануйловым (а до него С. Н. Дурылиным) написана целая книга реальных комментариев к роману. Такого рода работы полезны, но факты, свидетельствующие о связях творчества поэта с действительностью, не могут служить основой для решения проблемы лермонтовского стиля. Писателю, который стоит на позициях романтизма, не только доступна реальность, но и обобщения и типизация  объективных жизненных процессов. «Отрицая способность романтиков объективно рассматривать общественный процесс и типизировать явления действительности, - пишет В. Г. Базанов, - мы фактически романтизм отождествляем с субъективным идеализмом, не учитываем всех связей, и опосредствовании романтизма с действительностью, своеобразия творческого метода и авторского самосознания у отдельных   романтиков».

Б. Т. Удодов, казалось, согласен с этим тезисом; есть даже ссылка в его книге (стр. 471) на эту же цитату из статьи В. Г. Базанова. На этом основании высказывается автором монографии ряд верных мыслей. Например, что «типичность образа Печорина, как и других персонажей романа Лермонтова, еще не доказывает безусловной и „чистой” его реалистичности». Это уже шаг вперед, потому что на неспособности романтизма к типизации строились и строятся поспешные выводы о непременном реализме Лермонтова.

Все эти «двухэтажные» построения переносятся и на весь роман. «Тамань» - своего рода кульминация в «сшибке» двух стихий романа: реализма и романтизма, тут и «всепроникающий романтический колорит», и «предельно убедительная реалистичность», «безукоризненное жизненное правдоподобие». Вывод: «Это и есть реалистическое воспроизведение Лермонтовым реальной действительности». Вслед за тем в «Фаталисте» отмечаются «новый взлет „реалистической романтики”, „сверхчувственные моменты сюжета”, подача самых исключительных характеров в исключительных обстоятельствах».

Да, в творчестве Лермонтова безусловно осуществлен   синтез,   но   что   следует   подразумевать под словом «синтез», если эту категорию употреблять в широком, общем понимании, в плане преемственности в развитии литературного процесса? Любое значительное произведение литературы не вырастает в пустом пространстве. В нем в той или иной степени, в той или иной форме присутствует момент синтезирования, обобщения не только личного опыта автора. К пушкинскому творчеству не в меньшей мере, чем к лермонтовскому, применим термин «синтез». К синтезу шли такие разные по натуре художники слова, как Гоголь и Тургенев, Толстой и Достоевский. Для того чтобы говорить о синтезе, нужно более или менее ясное представление о его составных элементах, в данном случае романтизма и реализма, с выяснением характера этого соединения, слияния двух разных художественных стихий.

В стиле «Героя нашего времени» Лермонтов, как писал В. В. Виноградов, «объединил в гармоническое целое все созданные в пушкинскую эпоху средства художественного выражения. Был осуществлен новый стилистический синтез достижений стиховой и прозаической культуры русской речи». Спорным является не то, что Лермонтов, широко используя разнообразные, наиболее ценные   «достижения   романтической   культуры художественного слова», опирался и на опыт реалистической прозы. Вопрос в том, каковы свойства, характер, соотношение составных элементов стилистического синтеза, осуществленного в романе Лермонтова. Что в романе является преобладающим, определяющим его стилистическую природу - достижения, пусть осязаемые, существенные, критического реализма на ранней стадии его развития или же богатейший опыт и завоевания русского и западноевропейского романтизма?

Речь идет о том, в каком направлении шла эволюция Лермонтова, были ли в его творчестве качественные изменения такого свойства, которые позволяли бы говорить об отказе от романтизма и переходе на новые позиции, или же развитие шло по линии активного освоения достижений реализма для усовершенствования романтической эстетической системы?

Но в литературном развитии нет замкнутых процессов, различного рода явления находятся здесь в постоянном взаимодействии, взаимопроникновении. Ни реализм, ни романтизм в 30-е годы не существовал в абсолютно чистом виде. Картина литературного развития этой эпохи чрезвычайно сложна. В целом - это начальный период становления русского реализма, который усиленно осваивает достижения романтизма. В то же время и внутри романтизма происходят сложные изменения. .. Лермонтов, разумеется, не мог стоять в стороне от этих процессов. Однако в решении вопроса о его литературной позиции следует исходить не только из основной тенденции развития русской литературы - движения ее к реализму, - но также из характернейших черт ярко самобытной индивидуальности и поэтического миросозерцания Лермонтова».

Романтизм и реализм как категории истории литературы отражают живой процесс развития. Ими обозначаются не замкнуто-неподвижные явления. Каждое и этих направлений имеет свою предысторию, процесс возникновения, изначальные признаки, свои этапы, переходы от низших к высшим формам. В недрах старого направления возникают элементы, предвещающие зарождение нового. Но они - лишь тенденция, так как еще не сложились в эстетическую систему. Опираясь на них, нельзя еще говорить о новом направлении. И наоборот: в недрах нового направления сохраняют еще известную силу, по инерции ли мышления, по другим ли причинам, следы традиции старого. Наличие этих следов, однако, не дает права относить творчество того или иного автора к прошлому. Здесь действует закон непрерывности литературного процесса, исторической преемственности. Важно другое: в чем видит исследователь эти следы, как он определяет их место в эстетической системе автора, произведения, что, по его мнению, является доминирующим, определяющим стилистическую природу произведения.

И понятие «направление» нельзя сводить к отдельным элементам начальной стадии его становления, к простому усилению определенных тенденций, когда эти элементы и тенденции не сложились еще в цельную эстетическую систему.

 

Сайт создан в системе uCoz