| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Особенности преподавания русского языка в пятом классе

По мере того, как меняется формулировка цели обучения языку, должна меняться и его методика. Учитывая то, что основной задачей современного школьного курса языка является практическое овладение им как средством общения, учебный процесс в 5 классе может быть построен на основе авторской программы В. А. Корсакова и И. Ф. Гудзик.

Напомним кратко ее суть, Учитывая, что школьники не умеют читать по-русски, авторы программы предполагают на первом этапе познакомить их с алфавитом, опираясь при этом на знания по родному языку, параллельно обучая их чтению и письму. Большое внимание уделяется словарной (лексической) работе. Программа рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане. Учителю предлагается практически познакомить учащихся с лексическим значением слова, синонимами, антонимами. На обогащение словаря и развитие речи учеников нацелены различные задания, например: распределить слова по темам, сгруппировать их на основе общности какого-нибудь признака, заменить в тексте одно слово другим, сходным или противоположным по значению, устранить однообразие слов в тексте, заменить устойчивые сочетания слов и, наоборот, вставить подходящие по смыслу слова в предложения, составить предложения с данными словами, написать рассказ по картинке и др.

Большая часть заданий опирается на связные тексты (рассказы, сказки, загадки, стихи), что вытекает из основной задачи учителя при работе над словом: показать, как живет слово в тексте. Связный текст может быть использован для отработки умений воспринимать речь на слух, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами, повторять теоретические аспекты языка и речи. Программа эта привлекла внимание, по ней начали работать учителя, в частности Киева и области. Именно они обращаются с просьбой помочь в почасовом планировании, которым, к сожалению, авторы не снабдили программу. Как показывает практика многих школ, вводить два часа (а не один) в неделю на изучение русского языка не составляет особых проблем. Предлагаемое ниже календарное планирование в определенной степени корректирует авторскую программу именно в той ее части, которая касается количества часов.

Для примера приведем фрагмент одного из уроков, указанных в календарном планировании. Слово, его значение, форма, звучание, произношение, написание (1 час)

Прослушайте текст и определите:

  • Какова основная мысль текста?
  • Вспомните, что такое абзац. Сколько абзацев в этом тексте?

Учащимся предлагается следующий текст:

Четыре желания

Была зима. Митя вдоволь накатался и на саночках, и на коньках, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимою! Я бы хотел, чтобы все была зима». Отец записал слова Мити в свою карманную книжку. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна. Я бы хотели чтобы постоянно была весна.» Отец записал это желание Мити. Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу: «Я бы желал, чобы лету и конца не было!» Отец записал и эти слова Мити. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорит отцу: «Осень лучше всех времен года!»

Текст состоит из различных предложений. Давайте вспомним, что называется предложением. Какие вы знаете ВИДЫ предложений?  А если мы поставим следующий вопрос ко второму предложению: Митя что сделал? Отвечая на него - накатался, прибежал - видим, ЧТО это СЛОВ передающее действие.

Итак,    заключает   учитель,   есть   предметы   и   ее слова,   которыми   мы   называем   эти   предметы;   ее признаки   предметов   и   есть  слова   называющие  и есть действия предметов и есть слова, называющие их.

 

Сайт создан в системе uCoz