| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



«Серебряный век» на примере творчества Цветаевой

В 1914 готовя книгу «Юношеские стихи», Цветаева составила цикл стихотворений, обращенных к Парнок С. Я., сначала она назвала его «Ошибка» - название, выражавшее ее отношение к этому эпизоду жизни. Позже она заменила это название более нейтральным «Подруга». Роман с Парнок Цветаева назвала «часом своей первой катастрофы»

  • Повторю в канун разлуки,
  • Под конец любви,
  • Что любила эти руки
  • Властные твои,
  • И глаза - кого-кого-то
  • Взглядом не дарят! -
  • Требующие отчета
  • За случайный взгляд.
  • И еще скажу устало,
  • - Слушать не спеши! -
  • Что твоя душа мне встала
  • Поперек души.

 

  • Счастлив, кто тебя не встретил
  • На своем пути.

Последнее стихотворение цикла, написанное уже после окончательного разрыва отношений, говорит о тоске по матери, по материнской ласке, доброте, участию. Рано осиротевшая Марина Цветаева искала в Парнок еще и замену умершей матери.

  • В оны дни ты мне была как мать,
  • Я в ночи тебя могла позвать,
  • Свет горячечный, свет бессонный,
  • Свет очей моих в ночи оны.
  • Благодатная, вспомяни,
  • Незакатные оны дни,
  • Материнские и дочерние,
  • Незакатные, невечерние.
  • Не смущать тебя пришла, прощай,
  • Только платья поцелую край,
  • Да взгляну тебе очами в очи,
  • Зацелованные в оны ночи.
  • Будет день - умру - и день - умрешь,
  • Будет день - пойму - и день - поймешь…
  • И вернется нам в день прощенный
  • Невозвратное время оно.
  • Книга «Версты».

Этот разрыв, а также встреча и расставание с Осипом Мандельштамом в 1916 году очень повлияли на Цветаеву и на ее творчество. В стихах книги «Версты. Выпуск» видна уже совершенно другая Цветаева. Изменилась лирическая героиня. В ранних стихах это девочка, юная прелестная девушка, в изысканной одежде, в богатом окружении: соломенная шляпа, шубка, муфта, шаль из турецких стран, шелковое платье, камелек, браслет из бирюзы. Преобладают слова ряда: игра, шалость, смех, веселье, нежность, невинность. Цвета тоже характерны для описания юности, радости, невинности; в основном это светлые, легкие тона: белый, золотистый, синий, голубой, зеленый, очень много роз и розового. В «Верстах» лирическая героиня совершенно другая, она свободна от обязательств и ограничений, переступает общепринятые нормы веры, семьи, быта. Она имеет много обликов: богоотступница, чернокнижница, колдунья, ворожея, цыганка, воровка, каторжанка. Характерны такие слова, как: дороги, версты, ветер, ночь, бессонница, плач. Действие стихов происходит уже не в комнатах, а на улицах, дорогах, за городом, в пригороде. Основными становятся темные цвета: серый, сизый, черный, иссиня - черный, «цвета ночи», красный. Для стихов «Верст» характерно большое количество глаголов, новизна рифм и ритмов, обращение к фольклору.

  • Коли милым назову - не соскучишься.
  • Превеликою слыву - поцелуйщицей.
  • Коль по улице плыву - бабы морщатся:
  • Плясовницею слыву, да притворщицей.
  • А немилый кто взойдет, да придвинется -
  • Подивится весь народ - что за схимница,
  • Филин ухнет - черный кот ощетинится,
  • Будешь помнить целый год - чернокнижницу.
  • Хорошо, коль из ружья метко целятся,
  • Хорошо, коли братья верно делятся,
  • Коли сокол в мужья метит - девица…
  • Плясовница только я, да свирельница.
  • Коль похожа на жену - где повойник мой?
  • Коль похожа на вдову - где покойник мой?
  • Коли суженого жду - где бессонница?
  • Царь-Девицею живу, беззаконницей!
  • Цикл «Стихи о Москве»

Зимой 1915-1916 годов Цветаева, побывав в Петербурге, познакомилась с Осипом Мандельштамом. Сразу же завязываются дружеские отношения, позже переросшие в краткую, но высокую любовь. С января по июнь 1916 года Мандельштам часто приезжает в Москву, в этот же период появляются его стихи, посвященные Москве и Марине Цветаевой, которые неразрывно связываются в сознании поэта:

  • В разноголосице девического хора
  • Все церкви нежные поют на голос свой,
  • И в дугах каменных Успенского собора
  • Мне брови чудятся, высокие, дугой.

В это же время рождаются стихи Цветаевой, посвященные Мандельштаму, в том числе цикл «Стихи о Москве»

  • Из рук моих - нерукотворный град
  • Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

Цветаева очень высоко оценивала поэтический талант Осипа Мандельштама:

  • Я знаю: наш дар - неравен.
  • Мой голос впервые - тих.
  • Что вам, молодой Державин,
  • Мой невоспитанный стих.

Эта дружба не прошла для Цветаевой бесследно. Новой для нее была глубина и серьезность философских размышлений Мандельштама о мире, об истории и культуре. Ее поэзия стала шире и глубже. Цветаева говорила, что ее поэзия не испытывала никаких литературных влияний, только человеческие. Она заметно выросла под влиянием личности Мандельштама, открыла в себе новые глубины. Летом 1916 года Сергея Эфрона призвали в армию, он должен был пройти курс в школе прапорщиков. Несмотря на болезнь, его не освободили от воинской службы. В начале 1917 года Сергей был направлен в Нижний Новгород в распределительную школу прапорщиков. Он был оторван от семьи, оставив дома маленькую Алю и беременную Марину.

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » «Серебряный век» на примере творчества Цветаевой . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz